«Зверьё моё» | Журнал Дагестан

«Зверьё моё»

Дата публикации: 29.09.2022

Татьяна Петенина искусствовед, заместитель директора по научной работе музея «Дагестанский аул»

Дни моей жизни История

В архиве Цахая из Хури мы обнаружили записи на лакском языке — воспоминания о своей жизни под названием «Дни...

11 часов назад

Годекан журнала «Дагестан» Кунацкая

Вчера, 2 марта в Махачкале, в историческом парке «Россия – моя история» прошла презентация литературных и...

1 день назад

Цахай Цахаев из Хури История

В мировой литературе встречаются самые разные письменные произведения (научные, поэтические и др.),...

3 дня назад

«Cofee-Jazz» Культура

Ко Дню защитника Отечества дагестанская филармония подготовила слушателям сюрприз — новую концертную...

3 дня назад

12 мая, Махачкала, Анжи-арена, галерея «Алиев»

Закарья Закарьяев — один из самых ярких и востребованных дагестанских художников последних двух десятилетий, чему способствуют не только его безусловная одарённость, многогранная креативность и поразительная работоспособность, но и стилистическая индивидуальность, личное обаяние и позитивная энергетика, транслируемые в его работах.

Закарья Закарьяев

Закарья появился на авансцене дагестанского ИЗО в 2004 г. и сразу же привлёк внимание зрителей нестандартным подходом к, казалось бы, традиционным формам изобразительного искусства и используемым материалам и, конечно, неисчерпаемостью авторской фантазии. За это время художник принял участие в 80 групповых выставках в Дагестане и за его пределами, осуществил восемь авторских персональных проектов, каждый из которых поражает своим масштабом, оригинальностью концепции и новизной технического исполнения. Всё это свидетельствует об огромном творческом потенциале художника.

Мысль как основа каждого проекта Закарьи лежит обычно не на поверхности и при всей внешней простоте и лёгкости прочтения содержит важные онтологические смыслы. Круг же вопросов, которые художник решает, кардинально не меняется от проекта к проекту, тема одна: человек в современном мире, иерархии ценностей этого мира, передаваемые обычно в метафорической или аллегорической форме. При этом авторский контент вполне доступен для понимания зрителя. Умение видеть, чувствовать остриё проблем современного общества делают творчество З. Закарьяева по-настоящему актуальным. Он стремится обратить внимание общества на тех, кто слабее, кто не вписывается в общепринятый формат, заставляет нас по-новому взглянуть на привычные вещи.

Формат же для решения своих проблем он использует самый разнообразный: это и традиционные станковые формы ИЗО, и современные дизайнерские игры с предметным материальным и природным миром. Его всегда привлекало искусство Востока, Индонезии, Африки — отсюда характерный для него минимализм, стремление к аскетизму, отсутствие украшательства. Отсюда использование эффекта маски как необходимого элемента игры.

Действительно, главный художественный приём, используемый художником — игра как основа искусства вообще. По мнению голландского культуролога Йохана Хейзинги, автора трактата «Homo ludens. Человек играющий», игровое начало лежит в основе всей человеческой культуры. И Закарья Закарьяев с азартом и неистощимой выдумкой придумывает свои игрушки-диковины, используя традиционные дерево, металл, пенопласт, а также старые советские монеты, клавиатуры и детали компьютеров и даже «собачки» от застёжек-молний, вовлекая и зрителя в игру.

Арт-объекты Закарьи — не выдуманные его прихотливой фантазией причудливые формы и не копии субъектов природы, переведённые в другой материал, а находящиеся здесь же, под рукой, бытовые предметы, дары природы, плоды, звери, рыбы, которых он трансформирует, переодевает, даёт им новые смыслы, наделяет не свойственными им функциями. Часто художник или уменьшает их размер или даёт их крупно с детальной проработкой элементов, позволяя зрителю любоваться красотой тела, гармонией пропорций, пластикой движений… При этом он никогда не теряет связи с реальным миром. Всё узнаваемо и находит отклик в душе человека.

Автор назвал свою новую выставку «Зверьё моё». Он не первый раз обращается к анималистической теме. Были у него и рыбки, и птицы, и животные. Он опять приглашает нас в свой зоопарк, где знакомые и не очень зверики из ближнего человеку круга и из дикой природы предстают во всей своей естественной красоте, или надевают маски, под личиной которых мы узнаём не только представителей фауны, но и самих себя. Да-да, подчас иронично, подчас с доброй улыбкой, порой гротескно Закарья заставляет зрителя через знакомые образы братьев наших меньших увидеть современного человека, его комплексы и страхи, его мимикрию и способность выживать. Неслучайно любимый художник Закарьи Олег Целков.

Карма, крашеное дерево, 2022 г.

Восхищает количество и качество труда, которое мастер вкладывает в каждое своё произведение, заставляющее вспомнить о даргинских корнях художника, прикладном таланте его народа-ремесленника. Действительно, в творчестве З. Закарьяева гармонично сочетаются два начала — художественное и прикладное, современное дизайнерское мышление и качественная ручная работа. Излюбленные материалы — дерево и металл, из них создаётся форма арт-объекта, который затем декорируется в соответствии с поставленной задачей. Для него нет «нехудожественных» материалов, из которых нельзя создать великолепное произведение искусства. Из всего вокруг он творит, лепит, мастерит, строгает, вырубает — объекты, предметы, вещи, новые смыслы, их значения.

Творчество Закарьи опосредованно несёт в себе идею пантеизма, обожествления природы, её объектов, и зритель ощущает уникальность, ценность любого существа, будь то плоды земли, животные или человек.