В зеркале Симурга | Журнал Дагестан

В зеркале Симурга

Дата публикации: 27.04.2022

Зарема Дадаева

Мирный Дагестан Конкурсы

Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...

7 часов назад

Открывая архивы История

* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...

7 часов назад

Капаницын, Юнусилау: у истоков дагестанского... Изобразительное искусство

Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...

1 день назад

Кукольники из Дагестана вновь лучшие! Культура

Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...

1 день назад

В декабре 2021 Музей Махачкалы открыл новый проект «В зеркале Симурга. Сабир Гейбатов».

Я сразу поняла, что не буду делать выставку тайм-лайн. Это не про Сабира. «Саба» — редкий человек: сложный, яркий, красивый, харизматичный и в чём-то трагичный. Просто о нём рассказать было бы неправильно. Я «написала» о нём книгу, в экспозиционном пространстве, которая поделена на главы книги «Сабир Гейбатов». Коротко расскажу о каждой из них.

Глава I. Сын

Сабир Гейбатов был любящим сыном и отдавал дань уважения и любви своим известным родителям. Из любви к отцу он уходит в ремесло, становится скульптором. Но в конечном итоге, поняв, что академическое — это не его путь, создаёт в скульптуре свой язык, свои образы.

Глава II «Перформер»

В центре выставочной экспозиции — созданная Сабиром Гейбатовым птица Симург, та самая, что была частью первого дагестанского перформанса, представленного Гейбатовым в Выставочном зале СХ РД в 1996 году.

Думаю, это было одно из самых значительных действий из того, что сделал Сабир для современного искусства Дагестана. В своём перформансе, который он посвятил Йозефу Бойсу, Сабир переместил дагестанское искусство с плоскости в пространство. До этого здесь было представление, что искусство — это картины, скульптура, то, что должно быть статичным, висеть на стене, в раме. А Сабир тогда в хорошем смысле поверг всех в шок, но всем было понятно, что пришло новое, яркое, эффектное. Пришло новое искусство.

В образе Симурга Сабир совместил восточную и европейскую культуры. В области сердца птицы художник поместил зеркало. Каждый, отразившийся в нём, должен понять — «ты и есть Симург, ты — царь птиц», и ты создан по образу и подобию Бога, а потому ты уникален. Вот эту концепцию уникальности каждого человека для Сабира очень важно было донести.

В 2021 г. объекты «Симург» и «Бубен» Сабира Гейбатова были представлены на II Триеннале современного российского искусства в музее «Гараж».

Глава III «Художник»

Другая яркая часть экспозиции рассказывает о Гейбатове как о художнике, который через своё искусство задавал вопросы и обращался к обществу. Здесь идёт повествование о группе НАКШ — новой ассоциации культурных шифров, которую создаёт в начале нулевых Гейбатов.

Глава IV. «Виртуальный театр»

Первое упоминание о виртуальном театре встречается в 2020 году, его придумали во время пандемии. Сабир Гейбатов создал на платформе Фейсбук «Виртуальный театр имени Ибрагимхалила Супьянова» в 2012 году! С появлением и развитием технологий и социальных сетей он вновь ищет и находит новое пространство для искусства и взаимодействия с ним.

Глава V. «Теоретик искусства»

Мама Сабира Гейбатова — искусствовед Зинаида Александровна Гейбатова-Шолохова, своим примером дала толчок Сабиру постигать науку. Им написано множество научных статей, монографий, посвященных изучению и анализу культуры и искусства.

Глава VI. «Скульптор»

Серия скульптурных произведений (малая пластика) «Памятники стихам дагестанских поэтов». Это был один из таких ярких проектов, который Сабир мечтал воплотить в жизнь. Идею эту он пестовал особенно. Он говорил: «Поэзия Дагестана должна стоять по всему миру. Будучи мастером слова, философом, интеллектуалом и скульптором он мечтает переложить стихи в металл и камень, чтобы дагестанская поэзия в скульптуре украсила Махачкалу, её скверы, аллеи и парки, чтобы эти объекты, правильно вписанные в архитектуру и ландшафт города, приглашали всех в поэтическое путешествие.

Глава VII. «Философ»

Сабир знал, что он другой. Что у него другой язык, другой строй мыслей, и выражается он многосложно. Это было его естеством, он был так создан. И, конечно, думаю, он страдал, что не мог ни с кем говорить и дискутировать здесь на одном с собой уровне, но никогда этого не показывал. Клуб «Эпохе», группа «НАКШ» — всё это были его попытки объединения людей через искусство.

Глава VIII. «Друг»

Мне было тяжело готовить эту выставку. Подступалась к ней почти три года. Когда Сабир ушёл, я долгое время не понимала, как и с кем мне работать в области современного искусства, когда по сути здесь нет людей способных, будучи в контексте истории мирового современного искусства, адекватно описать и исследовать современные тенденции, то, что делает здесь художник сегодня. Я могу сказать, что мы сильно обеднели, потеряв Сабира. Обеднела культура Дагестана. Сабир, как Эдик Путерброт, был глыбой, ледоколом, который прорубал дорогу всем остальным.

Материал подготовлен на основе статьи Мадины Ахмедовой «Дагестанская правда»