Текстиль воспитывает совершенного человека | Журнал Дагестан

Текстиль воспитывает совершенного человека

Дата публикации: 28.09.2024

Наида Хаспулатова

И будет литься дождь Новости

Памяти дагестанского литературоведа Аминат Алихановой Как здорово, как легко мыслям и телупосреди...

2 дня назад

Судьба по комсомольской путёвке История

Касим Курбанович Джарулаев проработал в локомотивном депо всю жизнь — вслед за отцом пришёл сюда на работу...

2 дня назад

От Петровска-Кавказского до «Первухи» История

Что знают махачкалинцы о так называемой «Первухе»? Сонная окраина с пляжем «Берёзка», дорогой на «Чёрные...

4 дня назад

СДЕЛАТЬ ГОРОД БЛИЖЕ И РОДНЕЕ История

Пешком в историю с Эльмирой Далгат Так сложилось, что районы республики, старинные дагестанские сёла чаще...

05.10.2024

18 сентября в Каспийске, в Галерее современного искусства Дагестана «Первая галерея» открылась Текстиль-арт выставка современных художников «Пути нити». Выставку открыла Джамиля Дагирова – куратор проекта и основатель «Первой галереи».

На выставке представлены работы 18 художников. Среди них известные и давно заявившие о себе Апанди Магомедов, Арсен Кардашов, Абдулзагир Мусаев, Гамзат Гусейнов, и те, кто только начинает свой творческий путь. Джамиля Арслангеревна, открывая выставку, отметила, что давно мечтала это сделать, и после того, как организовала в Национальном музее Дагестана имени Алибека Тахо-Годи выставку предметов народного прикладного искусства и быта «Сургинские фантазии», начала работать над этой. Но выставка в «Первой галерее» конечно, совсем другая, здесь нет предметов быта, старинных изделий. Представленные работы – это современное творчество: «Я решила, что не буду связывать себя традицией, а попробую поэкспериментировать и обратилась к тем, кто работает с текстилем, на этой выставке много новых работ».

Известный театральный художник Ибрагимхалил Супьянов на этой выставке оказался не в привычной для себя роли участника, а просто зрителем. Он рассказал журналу «Дагестан», чьи работы его впечатлили больше всего: «Такие выставки должно быть в нашем регионе, который славится своими коврами и вышивками, они должны быть чаще и масштабнее. Текстиль древнее, чем колесо.  Долгая подготовка к этому процессу медитативна: чистить лён или шерсть, прясть нить, подбирать цвета – эта школа жизни, ткачу не нужны никакие психологи, текстиль воспитывает совершенного человека.

Джамиля Дагирова собрала хороших авторов, их работы говорят зрителю, что мы не теряем связь со своими национальными корнями, но при этом современны. Мне понравилось работы Гайваронского, Апанди, Шахнабат Алимагомедовой. Саидудинова Халимат и Заира Магомедова одни из лучших по росписи по ткани».

Не всё создавалось для выставок. Выцветшие музейные шторы стали реди-мейд экспонатом. Другой, которым особенно гордится куратор, шёлковый батик, расписанный Арсеном Кардашовым и Абдулзагиром Мусаевым для Аварского театра в 80-е годы.

Джавгарат Монакова, чьи родители возродили кайтагскую вышивку, переосмыслила искусство предков, кайтагские узоры в черно-белой гамме выглядят совсем по-другому, чем в традиционных изделиях.

Юный Шамиль Ахмед представил ковер со своим портретом в папахе и черкеске – это часть большого проекта, который был выставлен на московской биеннале в 2020 году. Роспись на ткани Заиры Магомедовой яркая и нарядная, изображает её родное село Хвартикуни и украшена грецкими орехами, которые в изобилии растут на её малой родине. Зайнаб Джангутаева переосмыслила традиционное плетение сумахов из шерсти.

Заира Магомедова

За работой Дзерассы Гаглоевой стоит реальная трагедия, произошедшая в её родовом селе – отец убил свою юную дочь. На картине нарисовано зеленое платье, в пяльцах – зелёный бархат с вышивкой стразами – продолжение этой бесчеловечной истории, когда с убитой девушки сняли платье, зашили 9 разрезов от ударов кинжалом и просто продали на базаре…

Зайнаб Джангутаева

На тонких платочках Эллы Гасановой расцветают розы – тут такая тончайшая вышивка микрокрестиком, что эти крестики не разглядеть. Крошечный сумах Шахнабат Алимагомедовой связан по традиционной технологии, но орнамент она соткала не традиционный, а как в живописи, следую современному стремлению художественного искусства к простоте. Известный художник Апанди Магомедов, оказывается, ещё умеет и вышивать, естественно, в свойственном ему абстрактном стиле.

Итоговый отбор и экспозиция ярко отражают сегодняшний день, большое количество разноплановых художников и высокий уровень современного искусства. Этот тезис навел на мысль учредить проект «Пути Нити» в формате биеннале (1 раз в два года).

И уже сейчас художники могут начать реализовывать или придумывать новые идеи своих работ, ведь до сентября 2026 года осталось не так уж много времени.

Фото: Наида Хаспулатова, Муса Гайворонский.