Стоя на перекрёстке | Журнал Дагестан

Стоя на перекрёстке

Дата публикации: 01.10.2022

Владимир Опара, куратор проекта

Лаборатория слова Литература

Юрий Агеев, Саратовская область. Поэт, прозаик, переводчик. Родился в 1965 году в Махачкале, в семье...

13 часов назад

Кубачинская башня Конкурсы

14 июля в средневековой сторожевой башне XIV в. «Акайла кальа» в селении златокузнецов...

13 часов назад

Кара-Тюрек Литература

Кара-Тюрекпосадка на авиарейс. а по мне хотьсейчас же назад. орфографии впоруврубиться, что Кара-Тюрек и...

4 дня назад

«Города и люди» Кунацкая

17 июля в кафе-музее «Город 1857» состоялась презентация двух номеров журнала «Дагестан» из серии «Города и...

4 дня назад

11 мая Центр творческих индустрий «Фабрика» (Москва) представил зрителям международный выставочный проект «Стоя на перекрёстке»

… Действительно, человечество стоит на перекрёстке, и ему предстоит сделать нелёгкий выбор, который будет иметь колоссальные последствия. Художники, кураторы, арт-критики, писатели, творческие личности выскажутся о проблемах, которые они видят, стоя на цивилизационном перекрёстке, и о своём выборе пути…

Участники выставки:

Владимир Опара /Москва/
Наталия Толстая /Москва/
Юлия Винтер /Амстердам/
Анита Мизрахи /Амстердам/
Ася Додина /Нью-Йорк/
Слава Полищук /Нью-Йорк/
Майя Опара /Москва/
Ева ван дер Занд /Амстердам/
Маша Волкова /Амстердам/
Творческое объединение «Станция Дно» /Москва/
Апанди Магомедов /при поддержке Национального
Музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Махачкала/

В 2018–2019 в Нидерландах была представлена серия выставок «Устойчивость искусства / SustainabilityArt», куратор Saskia Gras. Это были выставки об устойчивости цивилизации с точки зрения искусства. Искусство является выразителем гуманитарных ценностей цивилизации и устойчивость искусства определяет устойчивость цивилизации. Организаторы приняли решение сделать выставку «Устойчивость искусства» в Москве в 2020 году, идею поддержало руководство ЦТИ «Фабрика».  Пандемия нарушила наши планы, и выставка была перенесена на 2021 г., затем на 2022 г. Но уже в 2020-ом стало очевидным, что пандемия и другие события в мире делают концепцию выставки «Устойчивость искусства» не такой актуальной, как это было в 2018 году.

Возникли новые угрозы нашей цивилизации, которые затмили экологические проблемы. Мы увидели, что блага, привнесённые в нашу жизнь цифровыми технологиями, имеют оборотную сторону, и это заставляет нас пересмотреть некоторые футуристические ожидания. Бездумное, преступное использование ресурсов планеты, нежелание понять страны, оказавшиеся на обочине цивилизации, разделение мира на страны-изгои и страны-«демократии» приводят к военному противостоянию, что ставит мир на грань полного уничтожения.

«Устойчивость искусства» трансформировалась и превратилась в выставку с новой концепцией. Изменилось название. Новое название — «Стоя на перекрёстке» — очень точно отражает концепцию выставки. Я признателен куратору выставки «Устойчивость искусства» Saskia Gras (Гаага, Нидерланды) за появление важной для художников темы — устойчивость цивилизации. Я признателен Maarten Bertheux (Амстердам) за обсуждение новой концепции и названия выставки. Действительно, человечество стоит на перекрёстке, и ему предстоит сделать нелёгкий выбор, выбор, который будет иметь колоссальные последствия. Художники, кураторы, арт-критики, писатели, творческие личности выскажутся о проблемах, которые они видят, стоя на цивилизационном перекрёстке, и о своём выборе пути.

Наталия Толстая — художник-философ, праправнучка Льва Николаевича Толстого, ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохранённых в культуре и дошедших до нас. Наталья, как и её всемирно известный прапрадед, стоит на перекрёстке и пытается понять пути развития цивилизации: от Льва Толстого и его порой мучительных поисков к Наталье Толстой и её поискам пути сегодня.

Художники Ася Додина и Слава Полищук видят проблемы внутри себя и вокруг себя, исследуя выброшенные людьми и океаном после урагана предметы, воспринимаемые обыденным сознанием как мусор. Они обнаруживают, что в первую очередь ураганом были разрушены конструкции из бетона и стали, а небольшие лёгкие предметы остались невредимыми. Серия работ и фильм «Что остаётся» представлены на выставке.

Владимир и Майя Опара в видеоинсталляции «Очень близко друг к другу», включающей в себя «Жужжание космоса», «Остров Голландия», «Чёрная книга», «Линия Горизонта», пытаются представить мир будущего без государств, в виде островов и мегаполисов. Владимир и Майя видят страну Нидерланды (Голландия), находящуюся под постоянной угрозой затопления и научившуюся жить с этой постоянной, ежесекундной опасностью, как пример будущего мира.

Юлия Винтер пытается ощутить будущее через погружение в прошлое. Она создаёт переходы из одной реальности в другую, показывает, как течение времени постоянно меняет наше восприятие. Прошлое пробуждается в реконструкции осколков или с помощью фрагментов воспоминаний.

Апанди Магомедов

Апанди Магомедов обращается к природным материалам и народным практикам. Он показывает утерянный путь цивилизации — возможно, необходимо отказаться от современных технологий, ведущих мир к катастрофе.

Еву ван дер Занд и Машу Волкову интересует экология, изменение климата, проблемы атмосферы, воздуха, которым мы дышим. Их видео — это поэтическое произведение, наполненное тканями, как зелёный экран, говорящий о проблемах. Карта, показывающая новые скрытые миры облаков. Образы вращающихся реальностей. Образы свёрнутых реальностей.

Анита Мизрахи исследует художественную жизнь Москвы, встречается с художниками, записывает интервью.

Фото Геннадия Викторова