Русская сцена
Дата публикации: 03.03.2023
Разговор с вице-президентом Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России,...
3 дня назад
26 октября в Махачкале, в Театре поэзии, в рамках проекта «Встречи в Театре поэзии» прошла творческая встреча...
3 дня назад
24 июля в Театре поэзии состоялся финал литературного конкурса «Турнир поэтов», инициированный в прошлом...
6 дней назад
С 1 по 9 октября в Государственном республиканском русском драматическом театре имени Максима Горького...
6 дней назад
С 26 сентября по 4 октября в Махачкале проходил VII Всероссийский фестиваль русских театров «Русская сцена». Зрители смогли увидеть 18 абсолютно разных спектаклей отечественных театров.
В первый день фестиваля свой спектакль «Отцы и сыновья» Б. Фрила и И.С. Тургенева представил Государственный драматический театр «На Литейном» из Санкт-Петербурга.
«Спектакль-размышление» об отношениях родителей и детей, о противостоянии личности и общества, о ценности семьи и своих корней, о любви и одиночестве. Постановка — лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Из представленных во второй фестивальный день можно отметить спектакль Ирины Зубжицкой «Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой, поставленной Ивановским областным драматическим театром.
Жил да был один человек. И жизнь его, такая обычная, маленькая жизнь оказалась достойна стать поэмой. И в ней было все: победы, радости, потери, и в самом конце — одна большая-большая, огромная любовь.
Спектакль по автобиографической пьесе, посвященной деду. Будучи уже весьма пожилым человеком, дед познакомился с «любовью всей своей жизни». И как же хочется снова стать молодым.
Житейская история, для кого-то обычная, для кого-то нет… Но почему-то так становится от нее уютно на душе и отчего-то иногда сжимается сердце.
«Лёха» — это история о каждом из нас и о маленьком спортсмене, который бежит у нас внутри и не даёт сдаваться.
Государственный академический театр им. Вахтангова из Владикавказа сотворил чудо на Большой сцене Русского театра.
История маленькой девочки, лишившейся из-за тяжёлой болезни зрения, слуха и поэтому не говорившей, но сумевшей с помощью наставника научиться понимать мир, легла в основу пьесы драматурга Уильяма Гибсона. Поставленная на Бродвее в конце 1950-х, пьеса «Сотворившая чудо» вошла и в репертуары российских театров.
Дочь капитана Келлера (Юрий Хафизов) и его жены Кэти Хелен (Наталья Серёгина) до полутора лет была здоровым ребёнком, училась произносить слова. После перенесённой болезни она потеряла слух и зрение, а значит, и возможность заговорить. Всё, что доступно девочке, — с помощью жестов выражать свои желания, которые понимают даже не все домашние. Это и вызывает в ней постоянный гнев. Чем дальше, тем больше родители Хелен (Елена Бондаренко) сомневаются в том, что она сможет социализироваться и научиться делать что-либо сама.
Счастливый случай приводит в дом Келлеров Энн Салливан (Мария Федорович). Она сама ослепла в детстве, но операции частично восстановили ей зрение. Энн находит в Хелен потенциал учиться тому, что привычно людям слышащим и видящим, а главное, замечает её пытливый ум.
Энн Салливан обучит свою подопечную читать и писать шрифтом Брайля и пробудет вместе с ней 49 лет. Хелен Келлер получит степень бакалавра, станет филантропом, лектором, политическим деятелем и писательницей.
Зал тепло принял спектакль. Игра гостей из Владикавказа не раз сопровождалась аплодисментами. На поклон актёры выходили под бурные овации. Зрители долго не отпускали актёров, потрясённые их игрой.
Пермский академический «Театр-Театр» представил на суд жюри и зрителей пьесу Михаила Бартенева «Вертинский» в постановке Бориса Мильграма.
В спектакль-концерт вошли композиции «Жёлтый ангел», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «В степи молдаванской», «Концерт Сарасате», «Ваши пальцы пахнут ладаном…», «Танго», «Я сегодня смеюсь над собой» и другие легендарные песни А. Вертинского. Альберту Макарову аккомпанирует на рояле Александр Колесников.
Линия повествования в спектакле прерывается вставными новеллами, фрагментами воспоминаний о детстве, юности героя, а иногда и «прямой речью» исполнителя — Альберта Макарова. Его обращение к случаям из своей актерской биографии делают спектакль непринуждённым и как бы воссоздают особую теплую атмосферу выступлений самого А. Вертинского.
Овации не раз сопровождали игру актёра на всём протяжении спектакля. Возгласы «браво» звучали непрестанно. Одна из зрительниц, восторженно оценивая спектакль, поделилась воспоминаниями, как её маленькой девочкой родители водили на концерт Вертинского в Махачкале. Она от всей души поблагодарила актёра за воссоздание той атмосферы, того образа Вертинского, что она пронесла с собой через всю жизнь.
Камышинский драматический театр из Волгоградской области представил спектакль «Из путешествий Фауста».
Спектакль, поставленный волгоградским режиссером Павлом Леонидовичем Лаговским, вместил все самое важное из этого величайшего создания мировой литературы — мысли, образы, сложные мотивы, толкающие к переосмыслению жизни. Это не просто история о том, как главный герой заключил сделку с нечистым духом, это стремление показать, как исключительная личность в лице Фауста возвышается в чистоте и доброте, спасается от искушений и тяжелых заблуждений. Ведь судьба героя связана со всем человечеством.
Режиссер создал цельный по своей художественной идее и ее воплощению спектакль. Мистика превосходно подана театральными средствами — сценическим светом, звуковыми эффектами, декорациями, костюмами, гримом.
Актеры, задействованные в постановке, заставляют зрителя прочувствовать нерв спектакля, понять суть режиссерского замысла. Спектакль эстетически, зрелищно безупречен и тепло встречен дагестанскими зрителями.
Русский драматический театр им. М. Горького из Нальчика представил свою версию «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского — инсценировку под названием «Дело Раскольникова».
Режиссер — Юрий Балкаров, народный артист КБР. Инсценировка — Элеонора Мамаладзе.
Главную роль убедительно исполнил Алим Сибеков. Не менее достоверен был Раскольников и внешне. Замызганные стоптанные сапоги, изъеденное молью и временем пальто, щетина, худоба, бледно-желтое лицо, странность и тот самый, как его характеризовал сам Достоевский, «воспаленный взгляд».
Лаконичная сценография, конструкция «мост–жилище–мостовая» позволили решить проблему пространства без смены декораций, разместить действие на разных уровнях, создать эффект полиэкрана, когда, например, возникали фантомы Лужина, матери и Дуни. Но главное — конструкция становилась то эшафотом, то обрывом, то Голгофой…
Примечательна работа художников по свету, позволившая создать ощущение страха и тревоги. И лишь убийство, решенное в стилистике театра теней, смотрелось несколько мультипликационно.
Спектакль был тепло принят зрителями, долго не отпускавшими актёров со сцены.
Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова представил спектакль «Рвущаяся нить» режиссера Данилы Чащина по пьесе Алексея Зайцева.
Иронический триллер с элементами детектива — так определяют жанр спектакля сами его создатели. Сцена малого зала была превращена в больничную палату. Абсолютно белую, можно сказать, стерильную. Белые стол и стулья. Все костюмы действующих персонажей, обложки на документах, оправы очков — белые.
Белый цвет словно символизирует состояние пациента (Андрей Седов) — у него амнезия. Палата отделена от зрительного зала огромным экраном, на котором мелькают показания медицинских приборов и мультипликационные ролики. Зрители оказываются как бы в роли подсматривающих за процессом лечения, следят за процессом вместе с лечащим врачом (Игорь Баголей). Два экрана, на которые выводятся крупные планы действующих лиц, усиливают этот эффект.
Пациент уйдет в никуда, распахнув дверь в метель. Кто я? — написано на его майке. Действительно, кто он? Теперь это решать лишь ему.
Не избалованный экспериментальными постановками махачкалинский зритель тепло принял работу гостей из Саратова.
Ярославский театр им. Волкова привёз в Махачкалу спектакль «Весы», поставленный трагически погибшим Сергеем Пускепалисом.
Поздно вечером в приемном покое небольшого родильного дома встретились четверо мужчин. У Артема (Илья Варанкин) и Алексея вот-вот должны родить жены, у Игоря (Валерий Кириллов) — дочь. Эдуард, приятель Алексея, увязался за ним за компанию, поддержать друга.
Почти каждый мужчина пережил тревожные часы ожидания, чтобы потом испытать счастье рождения ребенка. Но для всех эти минуты складываются по-разному. Вот и герои спектакля каждый по-своему переживают предстоящее событие.
Оказавшись по воле судьбы в эту ночь вместе, мужчины рассказывают друг другу о себе и своих любимых, размышляют о смысле жизни, строят планы на будущее. Это очень разные люди, но они сходятся в главном: появление на свет нового человечка — это самое замечательное чудо в жизни каждого.
Гости из Ярославля привезли в Дагестан не только свой спектакль, но и намерения укреплять творческие контакты. Директор Ярославского театра Герман Громов и директор Русского театра Тимур Магомедов подписали меморандум о сотрудничестве и обменных гастролях, согласно которому в 2023 году Ярославский театр им. Волкова привезет в Дагестан этно-рок-спектакль «От Некрасова до Некрасова», основанный на неизвестных страницах жизни великого ярославца, а Русский театр им. Горького на ярославской сцене покажет спектакль «Неоконченный концерт» по поэме народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.
Завершился фестиваль спектаклем Дагестанского русского театра им. М. Горького. Зрители и жюри посмотрели «Мальчиков» В. Розова по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
«Больше 20 лет я наблюдаю театр и вижу такое движение! — сказал, подводя итоги, председатель жюри Валерий Подгородинский. — Актеры растут. Они способны сделать очень и очень много. А сегодня на сцене я увидел молодежь, новые лица, и они меня очень порадовали. У них есть перспектива стать большими мастерами».
В этот же вечер Русский театр открыл 98 театральный сезон.
Фото автора