Простая мудрость Егора Глумова | Журнал Дагестан

Простая мудрость Егора Глумова

Дата публикации: 26.03.2023

Ахмедхан Кишов

«Камертон регионов» Культура

В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...

2 дня назад

Поток-полет Литература

Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...

2 дня назад

Чайхана История

Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...

2 дня назад

В Дагестане состоится II Северо-Кавказский культурный... Кунацкая

С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...

4 дня назад

Тёплое место и богатая невеста! Знакомо? Это только в романтических мечтах благородный молодой человек бросает миллион алых роз к ногам прекрасной девы. Да, такие есть, может быть… Где-то там. В реальности каждый наверняка встречал охотника за миллионами. Нет, не роз. Просто, за миллионами. Увы и ах, таких немало и у нас в Дагестане.

— О времена! О нравы! — воскликнете вы. И будете неправы. Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» написана Александром Островским более 150-ти лет назад, но от этого её сюжет не становится менее актуальным. 24 марта Кумыкский театр имени Алимпаши Салаватова представил зрителям свою версию знаменитой комедии в постановке заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова.

Егор Глумов в исполнении Арсена Исаева, смирившись с нравами общества, заключает сделку с совестью. Бросает писать острые эпиграммы и принимается за построение блестящей карьеры и поиски богатой невесты, а может быть и наоборот — поиски невесты с карьерой в приданом. Чему очень рада его мать — Глафира Климовна (Зарема Магомедова), ведь её сынок наконец-то взялся за ум.

В полном соответствии со своей фамилией он глумится над сломавшим его обществом. Обманывает всех со всем цинизмом, обычно свойственным разочаровавшимся идеалистам. Глумов использует всех: своего дальнего родственника Нила Федосеевича Мамаева (Нариман Акавов); влюблённую в него Клеопатру Львовну Мамаеву (Сабият Салимова), жену Нила Федосеевича; Софью Игнатьевну Турусину (Гульжанат Джалилова), на племяннице которой Машеньке (Бурлият Ибавова) и собирается жениться Егор. Не избежали этой участи Городулин (Пахурдин Ихивов) и Крутицкий (Басир Магомедов). Пустившись во все тяжкие, Егор Глумов платит гадалке Манефе (Джамиля Магомедова), дабы она всем пророчила его как завидного жениха. Приживалки в исполнении Дианы Даимовой и Азизы Керимовой всегда наготове, не желая упустить выгоды.

Но не все поддаются чарам Егора Глумова — гусар Егор Курчаев (Алибек Гаджиев) не изменяет своим принципам. Голутвин (Солтанахмед Идрисов) идёт ещё дальше и разоблачает интриги Глумова.

Можно осуждать Глумова за подхалимство, алчность, лживость. Но в общем, герои не вызывают отрицательных эмоций. Глядя на этих несчастных людей с их ничтожными интересами, надуманными проблемами, проникаешься жалостью к ним. Заключительные реплики героев рождают в нас надежду, что они больше не столкнуться с такими “мудрецами”, как Глумов, Мамаев будет как и прежде поучать молодое поколение, Машенька найдет выгодного жениха, а Мамаева останется вечно молодой.

Всё это действо открывает и закрывает Человек театра (Магомедкамил Джабуков). А действо, надо сказать, отменное, вся постановка пронизана танцевальными номерами в постановке хореографа Анастасии Синицкой. Классический спектакль приобрёл оттенки водевиля, стал смотреться совершенно иначе, динамичнее, веселее. Музыкальное и световое оформление в Кумыкском театре были как всегда хороши. Кроме того, танцевальные номера позволили отвлечь зрителя от процедуры смены декораций. Декорации выполнены в классическом духе — ничего революционного и новаторского в них нет, но можно отметить их мобильность и универсальность. Главная декорация представляет собой эдакую «матрёшку» на колёсиках, что позволило весьма оперативно менять интерьеры сцен, производить любопытные трансформации. На колёса поставлена и вся мебель, участвующая в постановке, что дало актёрам возможность применить новые интересные приёмы.

Герои постановки щеголяют в разноцветных костюмах. Такое ощущение, что на сцене можно увидеть любой цвет, кроме чёрного. Стало интересно — действительно ли в те далёкие времена люди так пёстро одевались, или же это наш взгляд в прошлое? Может, именно таким видится общество самолюбивых консерваторов и недалёких умом модниц?
Во всяком случае, художник Борис Голодницкий провел большую работу.

Гармония актёрской игры, музыки, танца и света пришлись по душе зрителям, чьи овации не раз сопровождали игру любимых актёров. По окончании спектакля аплодисменты и вовсе долго не стихали. У Кумыкского театра есть свой преданный зритель, который раз за разом не оставляет в зале свободных мест. Вот и в этот раз зал был полон, давая надежду на то, что в недалёком будущем у театральных касс будут спрашивать лишний билетик!

                                                                                          Фото: Ахмедхан Кишов