Фестиваль театральных надежд
Дата публикации: 29.11.2022
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
2 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
2 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
2 дня назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
4 дня назад
— Каких ещё театров? — раздражённо спросит наверняка кто-то. — Кому они нужны?
— Молодёжи сейчас театр не интересен, — надломленным голосом скажет другой, — им лишь бы уши поломать да губы накачать.
— У нас даже КВНа уже нет — откуда у нас молодёжь в театре, — махнёт рукой пессимист.
А тем временем увлеченная театром молодёжь в Дагестане есть, и её немало. Настолько, что хватило на целый фестиваль — фестиваль молодёжных театров, в котором участвовало пять коллективов! Для кого-то это станет открытием, но с 22 по 24 ноября в Махачкале, в Кумыкском театре прошёл конкурс-фестиваль молодежных театров, организованный Министерством культуры Республики Дагестан и ГБУ «Дагестан-концерт» в лице Карена Мкртычана и Тимура Варисова.
Первыми свою работу — драму «Я не закрою глаза» — зрителям представили Асланов Гормет Муталлим Оглы и театр «Азартисты» из Дербента. Постановка, основанная на реальных событиях (убийство девочки — об этом сообщили артисты в первые же минуты выступления), держала зал в оцепенении. Бессилие, ярость, горе — актёры смогли передать все эмоции, не скатываясь в морализаторство и поток сознания. Диалог убитой девочки и убийцы — мастерски сыгранная сцена, достойная профессиональных подмостков. Спектакль пробирал до костей, до дрожи, до мурашек по коже. Артисты из Дербента удивили и влюбили в себя многих присутствовавших на этом фестивале.
Ибрагим Муртазалиев и театр «Cassiopeia», представляя драму «Жестокий урок», решили удивить зрителя, использовав экран в постановке не просто в качестве статичной декорации. На нём зрители могли видеть одну из героинь представления — подчинённую полусумасшедшего профессора, участвующую в опасном для жизни эксперименте. Экран был весьма информативен — кроме жертвы эксперимента, которую можно было видеть лишь на экране, так как она сидела к залу спиной, на нём отображалась информация, связанная с сутью эксперимента. В частности, сила тока, ударам которого подвергали несчастную. Но кто истинная жертва эксперимента, становится ясно позже. Такие постановки, отходящие от классических театральных канонов, вызывают споры среди любителей театра. Во всяком случае, стоит оценить поиск и энтузиазм молодых любителей театра.
Второй день фестиваля открывали Амр (Артур) Джахбаров и театр «Инклуд» с постановкой «Не жизнь, а малина». После психологических драм первого дня фестиваля перед зрителями предстала феерия музыки, танца и женской красоты. Впрочем, всё это не обрадовало главного героя, на которого свалилась нежданная благодарность от случайно спасённого им шейха — три жены в подарок. Как он ни пытался отказаться от подарка — ничего не вышло! Подарок быстро взял всё в свои ласковые и нежные руки и организовал жизнь главного героя (у которого, к слову сказать, в начале представления не было денег на пропитание) по высшему разряду. Не жизнь, а малина, как говорится!
Юлия Тимохина и театр «Театрон» представили зрителям мистическую трагедию по повести Н.В. Гоголя «Портрет». Трагедия талантливого художника Чарткова, облачённая в соответствующий антураж — гармоничное сочетание музыки, света, ползущего по сцене тумана, —завораживала. Работа сценографа была на высоте! Чартков был сыгран отменно, дьявол хорош, да и остальные действующие лица не уступали ни в чём. Талант и увлечённость ребят налицо, феерия разыграна ими на уровне профессиональных театров! Постановка, безусловно, достойна большой сцены, как и актёры. А сюжет вечен — продать ли душу дьяволу выгоды и коммерции или творить во славу искусства…
Магомед Алиев и театр «Винегрет» закрывали конкурсный день пьесой В. Красногорова «Мелодия для глухих». Песня на два голоса для глухих, песня которую слышишь только ты. Супруги просыпаются утром и обнаруживают что между ними, в их собственной спальне выросла невидимая стена, которую нельзя ничем сломать. Нельзя ничего друг другу сказать, невозможно докричаться… И только сейчас эти двое понимают, что эта стена была между ними давно. Постановка не требовала особого реквизита и декораций — она требовала актёрской игры, которую юные актёры смогли продемонстрировать. Когда на сцене только двое и внимание зрителя сконцентрирована на них, фальшь и неискренность видна сразу.
По решению жюри, в состав которого вошли заслуженный деятель искусств РД, режиссер Русского драматического театра им. М. Горького Марина Карпачева; заслуженный деятель искусств РД, педагог, режиссер Театра Поэзии Изумруд Алиева; заслуженный деятель искусств РД, замдиректора Театра Поэзии по творческой части Ариза Батырова; бывший участник народного театра «Хорошее настроение», доцент кафедры общей и социальной психологии ДГУ Сергей Чипашвили; народный художник РД, скульптор малых форм Ислам Шовкринский победителями стали:
— в номинации «Импровизация» за ту самую «Красную шапочку», о которой мы рассказывали отдельно , выиграли Асланов Гормет и театр «Азартисты» г. Дербент;
— в номинации «Лучшая женская роль» жюри присудило победу Хазинат Ибрагимовой, театр «Винегрет» («Мелодию для глухих» она сыграла отменно!);
— в номинации «Лучшая мужская роль» лауреатом стал Марат Казиев, театр «Театрон» (исполнитель роли Чарткова, студент Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Б. Мурадовой отыграл свою роль на отлично!);
— в номинации победителями фестиваля «Лучший театр» стали Юлия Тимохина и театр «Театрон», что вполне логично, учитывая сыгранность коллектива и хорошую работу над сценографией.
Участники фестиваля были награждены дипломами Министерства культуры РД и денежными призами.