Сто с четвертью лет CINEMA
Дата публикации: 10.01.2024
Памяти дагестанского литературоведа Аминат Алихановой Как здорово, как легко мыслям и телупосреди...
2 дня назад
Касим Курбанович Джарулаев проработал в локомотивном депо всю жизнь — вслед за отцом пришёл сюда на работу...
2 дня назад
Что знают махачкалинцы о так называемой «Первухе»? Сонная окраина с пляжем «Берёзка», дорогой на «Чёрные...
4 дня назад
Пешком в историю с Эльмирой Далгат Так сложилось, что районы республики, старинные дагестанские сёла чаще...
05.10.2024
Кинематографу сто с четвертью лет. Для вечности, которой принадлежит искусство, это ничто. Но даже несмотря на это, нельзя не отметить тот факт, что кинематограф продолжает радовать, удивлять, шокировать и терзать наши умы по сей день. 2023 год ушёл с высоко поднятой головой, потому что ему есть что предложить зрителям.
Было несложно выбрать лучший фильм этого года, но я постараюсь в своём оценочном суждении прочертить причинно-следственную связь между абсолютно разными, на первый взгляд, картинами. Оппенгеймер стал байопиком как никогда актуальным и останется таковым ввиду преследующей нас по пятам проблемы ядерного оружия. Но это глобально, а копнув глубже, мы увидим человека, пытающегося изменить систему — тоже очень важная проблема, о которой стоит задуматься. И казалось бы, причём тут фильм Такаси Ямадзаки — Годзилла: Минус Один. Две великолепные работы, с удивительной визуальной составляющей и историей, но кажется, будто это две части одной эпопеи. Можно спорить о происхождении Годзиллы вечно, но отрицать влияние взрывов в Хиросиме и Нагасаки на создателей этого монстра и жанра кайдзю в целом — глупо. В какой-то степени Годзилла — совокупность переживаний, страхов и боли японского народа в тот момент. И, на мой взгляд, если взять и посмотреть вначале Оппенгеймера, а затем Годзиллу (два разных мнения, которые сходятся в одном очень важном вопросе) — можно получить масштабное полотно, которое приведёт нас в чувство и растворит безразличие, осевшее в наших умах (в большей или меньшей степени).
Фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса меня зацепил великолепной постановкой и тем, что он веет новаторством. Можно воспринимать это как страшную сказку (по сути, это переосмысление историй Франкенштейна и Эдварда Руки-Ножницы — в женском обличии), но в данном случае всё достаточно нетипично — главная героиня начинает жизнь с нуля, методом проб и ошибок, сама преодолевает барьеры, в том числе навязанные обществом изначально. Есть карикатурные образы мужчин, которые можно бы было причислить к недочётам — но их гипертрофия обрамляет картину, где-то даже задаёт тон. Максимальное странное и увлекательное действо.
«Прошлые жизни» и «Идеальные дни» — два фильма, которые рассказывают о высоком и красивом несложным языком, с душой, местами даже с трепетом — это ценно. Говорить о любви, не только между людьми, но и к жизни (к каким-то мелочам, быту) — непростое дело. Хотя казалось бы, ничего нового и всё же — своего рода классика. Уютный вечер для зрителя в таком случае просто обречён стать ещё и запоминающимся.
Ну и вишенка на торте — новая работа Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Это нельзя описать словами, совершенно иной язык — неуловимый моментами для взрослой аудитории и абсолютно понятный для детей. Он воспитал в нас внимательность, не дал угаснуть доброте и создал плацдарм для более мягкого перехода в тернии взрослой жизни.
Хотел бы завершить свой небольшой обзор некой ретроспективой (небольшой список старого, которое, возможно, пробудит в вас что-то новое):
1. Голос Луны (Ф. Феллини 1990)
2. Листопад (О. Иоселиани 1966)
3. Деньги (Р. Брессон 1983)
4. Рай и ад (А. Куросава 1963)
5. Лев зимой (Э. Харви 1968)