Сохраняя тепло и любовь | Журнал Дагестан

Сохраняя тепло и любовь

Дата публикации: 12.07.2024

Салихат Гамзатова, директор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

Золотых нитей сплетенье Культура

Руководитель золотошвейного цеха Кубачинского художественного комбината Фатима Кишова, посетила...

4 дня назад

Небо впадает в море Литература

Пряничный домикПо небу облако плывет, похожее на пряничного человечка,у Маяковского было оно только в...

4 дня назад

«Для меня это просто образ жизни…» Новости

Бег в Дагестане приобрел неожиданную популярность в последние годы. «Д» поговорил с участниками...

5 дней назад

Авторская экскурсия Алипат Багаевой Культура

Персональная выставка члена Союза художников России, заслуженного художника Дагестана Алипат Багаевой...

5 дней назад

Салихат Гамзатова, директор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
Фоторепродукции из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

2024 год объявлен в России Годом семьи. Именно семья, крепкие родственные отношения стали поистине колыбелью человеческой цивилизации и продолжают оставаться одними из главных ценностей в жизни современного человека. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой 12 марта открылась выставка с ёмким названием «Семья».

А.Г. Лысенко. Окрестности Тарусы. Картон, масло.

Тема семьи нашла яркое и глубокое отражение в живописи. В нашем музее представлены талантливые произведения европейских авторов, воспевающих семейное счастье — это картина «Первые шаги» итальянского художника Реджанини и скульптурная композиция Фиасчи Эмилио «Мать и дитя».

К теме семьи постоянно обращались и советские художники разных поколений. Картины из коллекции музея позволяют говорить о том, что образ семьи стал своеобразным символом счастливого советского общества («Перед праздником в ауле» Магомеда Шабанова, «С днем рождения» Гаджи Камбулатова, «Мир в Балхаре» Гюли Иранпур), преемственности традиций («Приданое девушки» Галины Пшеницыной, «Песня о мире» и «Праздник в ауле» Магомеда Шабанова, «Поколение» Абдуллы Машаннаева, «Три сына» Шахмардана Шахмарданова, «Роспись кувшина», «Кубачинец с сыном» Тамары Мусахановой), новых достижений Страны Советов («Рождение космонавта» Гюли Иранпур), ключевых общественных идей («Нам нужен мир» Тамары Мусахановой).

Г.В. Пшеницына. Приданое невесты. 1968 г. Холст, масло.

Вместе с тем в коллекции есть работы, представляющие очень выразительные и узнаваемые сцены частной жизни в жанровых композициях («Встреча. Приезд сына из армии» Галины Конопацкой, «Выпекают хлеб» Николая Черемушкина, «Окрестность Тарусы» Андрея Лысенко, «Осенью» Сраждина Батырова, «Семья» Фани Каплан). Несколько иной образ семьи на картине «Семья. У моря» (1989 г.) Абдулзагира Мусаева.

Традиционно в работах 1970–80-х годов семья — это, прежде всего, очень сплоченное единство, которое подчеркивается даже тем, как близко находятся друг к другу люди в границах полотен. У А. Мусаева муж, жена и ребенок изображены на берегу моря, и каждый из них отделен, это личности, живущие в собственном пространстве.

Тема семьи не будет полной без обращения к классическому сюжету о матери и ребёнке. Само слово «Материнство» стало названием работ Беллы Мурадовой, Ибрагим-Халила Супьянова, Магомеда Шабанова. Эта тема звучит в работах «Акушинки» О. Омарова, «Мать» и «Купание» Т. Мусахановой. «Мама» — так назвала свою работу, подаренную музею, талантливая молодая художница из Санкт-Петербурга Елизавета Анисимова.

О.Б. Омаров. Акушинки. Правая часть триптиха. 1974 г. Холст, масло.

Трогательно переданы взаимоотношения представителей старшего и младшего поколений в работах «Как хорошо играет внук» бакинского художника Рафига Ибрагимова, «Дед с внуком» Алексея Августовича, «Диалог поколений» Тимура Кагирова, «Древо жизни» Тамары Мусахановой. Поистине, верна народная мудрость: «Дети бывают разными, но внуки всегда восхитительны».

Отдельно стоит сказать о серии работ Магомеда Юнусилау «Дагестан уходящий». Вот беременная женщина, первая жена, тяжело склонившись, снимает сапоги с мужа, в то время как он сидит рядом с молодой, нарядно одетой новой женой; или уставшая жена, прикорнувшая у люльки с ребенком, в то время как её муж сладко спит в удобной кровати. Эти сцены, по мнению художника, должны были остаться в уходящем, исчезающем Дагестане. Однако и в новом веке, увы, подобные явления не исчезли. Вспомним: жена с тяжелым мешком за плечами, а впереди неё — важный муж, восседающий на коне, запечатлены скульптором Фрунзе Махмудовым в 1970-е гг.

Пожалуй, счастливым исключением в изображении семейных отношений у Юнусилау является жанровая зарисовка «Почтенный возраст». Художник написал спускающуюся по ступенькам пожилую женщину и заботливо поддерживающего её мужа.

Ф.Н. Каплан. Семья. Холст, масло

Подобные трогательные отношения связывают и семейную пару на картине Салавата Салаватова «Г. Цадаса с супругой Хандулай» (из цикла «Моя семья»). Художник изобразил на фоне родного аула народного поэта Дагестана Гамзата Цадаса и его супругу, с любовью смотрящих друг на друга. При всей сдержанности художник смог передать те глубокие чувства, которые связывали этих двух немолодых людей, проживших вместе целую жизнь, воспитавших пятерых детей, переживших безутешное горе — смерть двоих сыновей.

Очень интересна дипломная работа выпускника художественно-графического факультета ДГПУ Марата Мустафина «Возвращение» (2004 г.). В картине явно прочитывается отсылка к библейской истории о блудном сыне. Но автор переосмыслил сюжет и изменил его участников: вместо прощающего отца мы видим строгую, обиженную мать, а рядом с ней – сестра, которая рада приезду брата.

Все эти работы написаны в разные годы — с начала 1970-х до начала 2000-х гг. Но то, что привлекает художников в этой теме — любовь, верность, чувства, связывающие людей и делающие их близкими, — остаётся неизменным.

А.И. Августович. Дед с внуком. 1964 г. Картон, масло.

Собранные на выставке работы дают возможность ещё раз увидеть ушедший мир Дагестана 1970–80-х гг., Дагестана советского периода, почувствовать, как изменились мы в сравнении с поколением наших родителей. И вместе с тем осознать, как важно сохранять тепло и любовь, благодарную память детей о своих родителях и крепость семьи.