Смахните паутину с классики! | Журнал Дагестан

Смахните паутину с классики!

Дата публикации: 14.09.2023

Ахмедхан Кишов

Мирный Дагестан Конкурсы

Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...

6 часов назад

Открывая архивы История

* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...

6 часов назад

Капаницын, Юнусилау: у истоков дагестанского... Изобразительное искусство

Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...

1 день назад

Кукольники из Дагестана вновь лучшие! Культура

Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...

1 день назад

Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!

Николай Некрасов… Что мы знаем о нём? Что приходит сразу на ум? «Дед Мазай и зайцы»? «Кому на Руси жить хорошо»? Те, кто хорошо учился в школе, вспомнят «Размышления у парадного подъезда» и «Есть женщины в русских селеньях». На этом, пожалуй, всё.

О самом же Николае Алексеевиче знаем мы до обидного мало. Бег времени ускорился, у молодёжи совсем иные властители дум. Обыватель требует красочного шоу, много света и звука! Клиповое сознание правит бал.

Тем временем Российский государственный академический театр имени Фёдора Волкова из Ярославля, или, если проще — «Первый русский», представил в рамках гастрольного плана Министерства культуры РФ «Большие гастроли» ФГБУК Росконцерт по обмену с Русским драматическим театром имени Максима Горького этно-рок спектакль «От Некрасова до Некрасова».

 Показ прошёл 6 сентября на сцене Кумыкского театра. Постановка режиссёра Валерия Кириллова это именно то, что может прийтись по вкусу как молодому поколению, так и тем, кто постарше: Да, именно так! Время от времени необходимо смахивать паутину с классики. Вот и зазвучали некрасовские строки в ритме рэпа.

Почему «От Некрасова до Некрасова», спросите вы. Всё просто, Николай Алексеевич — главный герой постановки. Актёры, сменяя друг друга, листают страницы биографии и творчества поэта. Некрасов — подросток, студент, журналист, издатель, картёжник, бонвиван, помещик, охотник. Для каждой ипостаси поэта была найдена своя, весьма точная, правда, иногда не без пафоса тональность. Зритель увидел непривычного нам Некрасова, того самого, настоящего.

А иначе и не могло быть — ведь постановка построена на произведениях поэта. Они «вплетены» в историю жизни Николая Алексеевича, дополняют её. Все песни на стихи Некрасова звучат в живом исполнении, под аккомпанемент музыкантов, находящихся тут же, на сцене. Феерию музыки и танца гармонично дополнила небольшая передвижная звонница.

Незабываемое впечатление оставляет сценография спектакля. Коромысла превращаются в вёсла, канаты коими бурлаки тянули речные суда в скакалки на деревенском гульбище. Ну и какое же деревенское лето без цветочных венков, венки любви, венки разлуки, венки надежды. Радовали глаз костюмы, сарафаны на актрисах — глаз не оторвать! Да и сами актрисы — есть девушки в русских селеньях!

В театре чаще просто слушаешь текст, на концерте — наслаждаешься гармонией звука. Здесь же фантастический синтез жанров: после рассказа о личности Николая Некрасова, о фактах из жизни просыпается интерес к личности писателя и поэта. Не ошибусь, если скажу, что многие зрители после спектакля впервые со школьных лет заинтересовались биографией Николая Алексеевича. Будем надеяться, что и к творчеству Некрасова интерес возрастёт.

Постановка ярославцев тем более интересна нам, дагестанцам, что в нашей культуре немало тех о ком можно рассказать зрителю в жанре мюзикла, рок-оперы, рэп-баттла и так далее. Тех, чья жизнь была полна страстей и интересна не меньше чем строки ими написанные.

Спор о том, что зритель должен дорасти до театра сам и негоже театру идти на уступки современным веяниям, идёт уже немало времени. Но пример «Первого русского» думаю, может быть заразителен. Позволю себе напомнить, что это первый русский профессиональный театр, и в этом году он открыл свой 274-й театральный сезон.

Финал был полон грусти — рассказ о последних днях Николая Алексеевича, умиравшего от неизлечимой болезни, ставшего тенью себя прежнего, настроения не прибавлял. Но, жизнь заканчивается, а Родина, которой и посвятил себя поэт, жива.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Фото автора