«Ремесловъ»: сделать своими руками
Дата публикации: 05.10.2022
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
2 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
2 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
2 дня назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
4 дня назад
У каждого свой гончарный круг, и начинающие мастера от пяти до сорока лет увлечённо лепят из глины — кто чашку, кто вазочку. Любви к глине и умению с ней обращаться их обучают Патимат Шаммадаева и Асият Дибирова из знаменитого своим гончарным искусством аула Балхар.
Это мастерская «Ремесловъ» в Махачкале, в Историческом парке «Россия — моя история», где проходят мастер-классы по обучению дагестанским народным промыслам.
К сожалению, ремёсла постепенно угасают. Можно понять молодёжь, которая не видит смысла продолжать тяжёлую и малодоходную профессию своих предков.
Патимат, считает, что не всё так плохо и безрадостно — сейчас многие взрослые и дети хотят научиться делать что-то своими руками:
«Я 27 лет проработала в Балхаре на заводе, у нас шестнадцать мастериц было! Три года вела в школе кружки по керамике. Когда перестали давать зарплату, стала дома работать.
Уже седьмой год как переехала в Махачкалу, веду занятия здесь и в центре народных промыслов. Сейчас у многих появился интерес — и лепить хотят, и вышивать. Днём и ночью звонят, просят: «Патимат, хотим прийти учиться». Обучаются не только дети, но и взрослые. Из Сбербанка целая группа в 15 человек вместе с начальником пришли на занятия.
Наша балхарская глина дышит, из неё кушать очень полезно. Я в Махачкале электрическую печь купила. Но при обжиге на дровах у керамики серо-коричневый, земляной цвет получается, а когда обжигаешь в электрической «муфельной» печке, она становится намного ярче, будто крашенной. На выставках в Москве, Петербурге знатоки знают балхарский обжиг и новодел не признают».
Дети мастер-классы полюбили: Сумая и Джабраил Ибрагимовы сказали, что лепить весело, и они хотят сделать своими руками вазу маме. Шестилетний Мухаммад настроен серьёзно — ему нравится, что из глины можно сделать чашки и кружки, и ему захотелось стать гончаром.
Мастер по вышивке и кожевенному делу Заира Шахкеримова вспышку интереса к народным промыслам связывает с подъёмом туризма — гости всегда хотят купить что-нибудь этнографическое, ручной работы. В Балхаре, к примеру, сейчас больше, чем на продаже посуды, зарабатывают на демонстрации туристам со всего мира древнего процесса изготовления керамики. И тут же дают попробовать слепить кувшин.
Детям и начинающим Заира показывает лёгкий способ вышивки. Но я наблюдала, как она обучала двух женщин сложной кайтагской вышивке.
«Сейчас интерес к нашим национальным промыслам опять возрождается. Часто приходят туристы, которые записываются к нам, ещё не приехав в Дагестан: была ученица, которая прямо с самолёта пришла ко мне на кайтагскую вышивку и на следующий день уехала в горы.
И родители очень хотят оторвать детей от телефонов. Лепка, вышивка полезны для развития мелкой моторики, поэтому мамы и водят к нам детей, а потом и сами присоединяются.
Я научилась здесь кайтагской вышивке у одной из мастериц, которая её возрождала. Мне вышивка всегда нравилась, но кайтагская зацепила — у неё нет чётких форм, симметрии, она вся такая текучая».
Её ученица Амина Алибекова усердно вышивает узор. Она очень занятая женщина — семья, четверо детей, работа в ювелирной компании — тем не менее в воскресенье пришла со своей подругой учиться новому. «Я люблю всё делать своими руками — интересно же! И вышивать умею, но мне хотелось попробовать именно кайтагскую вышивку — она необычная. Я из села Гапшима Акушинского района, у нас была такая же вышивка, остались раритеты в сундуках, но ни мама, ни бабушка вышивать так уже не умели. Насколько я знаю, в селении никто этим не занимался в моём детстве, только сейчас начали возрождать».
Создатель мастерской «Ремесловъ» Ильяс Гасангусейнов — кубачинец, ювелир. В 2018 году подал документы в Фонд президентских грантов и получил грант в размере трёх миллионов рублей на создание ремесленного центра для обучения детей дагестанским промыслам.
«Сначала я планировал, что это будет ювелирная мастерская, чтобы дети могли приходить вечером в уютный класс, но оказалось, что запрос намного шире, и поэтому у нас появилось шесть направлений: гончарная керамика, ювелирное дело, вышивка, резьба по дереву, художественная лепка и работа с кожей. Пробовали давать унцукульскую насечку, но запрос минимальный, хотя в Махачкале очень много унцукульцев. Так же плохо пока с ковроделием.
Все занятия переведены в формат «мастер-класс»: человек за одно занятие должен сделать изделие и забрать с собой. У нас нет возрастных ограничений: взрослые и дети занимаются вместе, иногда у детей получается лучше. Самое популярное — гончарная керамика; на втором месте художественная лепка: делают изделия из белой глины, мы потом обжигаем и им отдаём. Вышивают на своих футболках, джинсах, которые приносят с собой, или делают брошки, чтобы за 2 часа можно было закончить. Мы стараемся сделать так, чтобы всем было интересно. Кто пришёл один раз, потом обязательно возвращается.
У нас есть дети, которые приходят на ювелирное дело. Начинают с подвесочки, дарят маме — она в восторге. И они уже замотивированы, через 15-20 занятий начинают делать эмаль, браслет. Приходят ещё и ещё, пока не сделают подарки всем бабушкам и сёстрам.
Мы достигли цели — заинтересовать детей, чтобы такая ремесленническая площадка появилась в Махачкале. Что в Махачкале есть? Детские клубы, спортивные секции и всё, пожалуй. К нам приходят студентки, говорят, что давно искали место, где можно мастерить своими руками. Четыре наши бывшие ученицы сами начали преподавать. Заира приходила, вышивала, сейчас ведёт кожевенное дело и кайтагскую вышивку, у неё очень крутые работы; Айша ходила на гончарку, и когда решили ввести художественную лепку, предложили ей преподавать, ещё Фатима и Асия».
Много лет я видела, как на глазах угасают дагестанские промыслы: в сёлах, где ещё лет 30 назад в каждом доме стоял ковровый станок, невозможно найти ни одну ковровщицу; стареют мастера, а их дети и внуки не хотят учиться ремеслу предков… И, казалось, это неизбежно, фабричное производство пришло на место ручному, — вполне объективный процесс. В мастерской «Ремесловъ» я впервые увидела, как дети и взрослые с удовольствием делают что-то своими руками, хотят научиться древнему ремеслу — значит, наше дагестанское искусство будет жить.
фото Марата Гаджиева