«Ночь искусств — 2023» в музее изобразительных искусств
Дата публикации: 09.11.2023
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
2 дня назад
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
2 дня назад
Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...
2 дня назад
С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...
4 дня назад
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, как и во всех культурно-просветительских учреждениях республики в День народного единства, прошла Всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств — 2023».
Директор ДМИИ Салихат Гамзатова поздравила всех присутствующих и отметила, что музей подготовил насыщенную и разнообразную культурную программу, которая порадует выступлением артистов, тематическими экскурсиями, музейными проектами и акциями.
Открыл культурную программу музыкальный вечер артистов Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова. Выступил лауреат международных конкурсов Денис Федоренко, начав вечер с песни на слова Расула Гамзатова «Берегите друзей».
В исполнении народной артистки РД Минаи Пенджалиевой, лауреатов международных конкурсов Дениса Федоренко и Дианы Октавиан прозвучали популярные произведения дагестанских и российских авторов, мировые джазовые стандарты. Гармонично дополнили вокальную программу инструментальные номера скрипача Аяза Нафталиева.
Портретные наброски и зарисовки — это отдельный вид рисунка, очень эмоциональный и выразительный. В акции «Ночь искусств — 2023» в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой принимает участие художник Тамила Латифова, которая для всех желающих делает карандашом быстрые портретные зарисовки. Художник может что-то выделять или утрировать.
Иногда лишь намекает на форму, а не детализирует ее. Главное — поймать неуловимое состояние человека, его настроение, сделать акценты на самые важные детали. Это часто не может передать фотоаппарат, ведь он улавливает только мгновенное изображение. А образ человека складывается от всего комплекса впечатлений. Освещение, речь, движения, настроение — всё переплетается и определяет индивидуальность.
Прошла торжественная часть подведения итогов Всероссийского конкурса-выставки «Абстрагамз», приуроченной к 100-летию народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. 97 авторов из разных регионов России и Беларуси реализовали замыслы в графике, живописи, скульптуре, digital art, ювелирном искусстве, керамике, анимации, инсталляции, вышивке, гобелене, печати по ткани.
Организаторы и партнеры Всероссийской выставки-конкурса «Абстрагамз»: Министерство культуры Республики Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Межрегиональный общественный фонд поддержки культуры им. Расула Гамзатова, Бренд ГАММА. Были объявлены лауреаты трех степеней в номинациях «профессионал» и «студент», а также названы имена художников, отмеченных специальными наградами.
Номинация «Профессионал»
Лауреаты и обладатели специальных дипломов: Мария Сулейменова (Москва), Ильяс и Даниэль Айдаровы (Москва), Александр Янин (Нальчик), Инесса Цгоева (Махачкала), Игорь Ганзенко (Санкт-Петербург), Константин Ефимов (Чебоксары), Тимур Кагиров (Махачкала), Полина Гитлина (Москва), Сакинат Исмаилова (Санкт-Петербург)
III место
Алипат Багаева (Махачкала)
Оксана Вельганенко (Москва)
II место
Муса Гайворонский (Каспийск)
I место
Игорь Репников (г. Стрежевой, Томская область)
Номинация «Студенты»
Лауреаты и обладатели специальных дипломов: Ханым Исаева (Санкт-Петербург), Асият Нурбагандова (Махачкала), Аюна Хаджидаева (Санкт-Петербург), Анна Виноградская (Санкт-Петербург)
III место
Хадижат Махмудова (Махачкала),
Габибулла Магомедов (Санкт-Петербург)
II место
Дарья Корякина (Санкт-Петербург)
I место
Сабина Салихова (Махачкала)
Лауреаты и победители конкурса получают дипломы, денежные призы от Межрегионального общественного фонда поддержки культуры им. Р. Гамзатова, подарки от партнера — Бренда ГАММА.
Аквагрим доставил много радостей не только самым юным посетителям акции «Ночь искусств — 2023», но и их родителям. Это необычное занятие, всего лишь при помощи волшебной кисточки и красок, превращает человека в сказочного героя или забавный персонаж. Окунуться в фантастический мир в рамках музейной ночи помогли художники-волшебники Наталья и Амалия Леонград.
Прошла презентация каталога мемориальной выставки дагестанских художников-графиков, членов Союза художников СССР Гасана и Гусейна Сунгуровых «Жизнь, прожитая в унисон». «Все, кто знаком с творчеством Гасана и Гусейна Сунгуровых в изобразительном искусстве Дагестана 1960-х – нач. 1970-х годов, согласятся с исключительным явлением их наследия, художественных поисков и воплощений…
Бывало, что они и дискутировали, спорили, подправляли и дополняли друг друга, но в итоге приходили к синтезу. Благодаря такой слаженной совместной работе, выкристаллизовывающей результаты труда, возникал свой особый «сунгуровский» стиль графики», — так начинается вступительная статья каталога научного сотрудника ИЯЛИ ДФИЦ РАН Тимура Гамидова.
В издании представлены: творческая биография художников, репродукции работ и редкие фотографии из семейного архива. Любители дагестанской графики получили ценный и приятный подарок.
Прошла кураторская экскурсия заведующего отделом ИЗО Александра Сергеева по мемориальной выставке дагестанских художников-графиков Гасана и Гусейна Сунгуровых «Жизнь, прожитая в унисон», познакомившая собравшихся с особенностями графических техник и направлений, в которых работали художники.
Выставка организована по инициативе родных и близких художников и при поддержке ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. В экспозиции 58 графических листов, хранящихся в семьях родных и ранее не экспонировавшихся, а также графика из музейного фонда, которая регулярно задействована на различных тематических проектах как в Дагестане, так и за его пределами. Часть не вошедших в экспозицию творческих работ представлена на экранах.
Выставка поделена на тематические блоки. Объединяют их фотографии, на которых братья за работой, среди друзей, близких, в творческих поездках.
Немало интересного гости музея узнали из выступлений научных сотрудников с презентациями экспонатов из фондов музея. Старший научный сотрудник ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, хранитель фондов «Живопись» Бакият Касимова рассказала о картине «Крестьянка с граблями» русского живописца Сергея Виноградова.
Основная тема автора — жизнь русской и украинской деревни. Картину из фондов нашего музея он написал в 1895 г. Художник изобразил женщину со спины. Зритель может представить ее черты лица, настроение, характер, направление ее взгляда. Она остановилась, взирая на сельскую тропу, ведущую домой с тяжелой работы на поле. Поза крестьянки говорит о многом. Каждодневный труд, который сформировал стойкость, выносливость и смирение — это ее «вселенная». Картина «Крестьянка с граблями» С.А. Виноградова была подарена ДМИИ им. П.С. Гамзатовой в 2015 г. коллекционером и меценатом Калебом Шмидтом.
Старший научный сотрудник Зарема Гусейнова провела презентацию темы «Психологизм в картине „Женщина с шарманкой“ итальянского художника Дж. Индуно». Джероламо Индуно (1825–1890) прославился не только как живописец, но и как активный участник национально-освободительного движения против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии. В 1860-х годах он стал известным автором картин на тему национально-освободительной борьбы, а также работ с остросоциальным подтекстом: жизнь бедняков, рабочих, мелкой буржуазии.
«Женщина с шарманкой» из собрания нашего музея наполнена глубоким психологизмом. Картина в 1891 г. стала популярна в Европе благодаря немецкому журналу «Беседка», в котором она была на обложке первого выпуска и в качестве иллюстрации к роману В. Хаймбурга «Одинокая женщина».
В рамках акции «Спешите видеть» провела свою презентацию «Утонченная красота модерна» старший научный сотрудник Наида Сутаева. Ее выбор пал на небольшую статуэтку «Маргарита», которая поступила в музей как работа неизвестного европейского мастера. Однако, исследование выявленного гравированного автографа на обороте скульптуры, проведенное в последнее время, помогло с ее атрибуцией. Малая пластика была создана в начале XX века французским мастером эпохи модерна и артдеко Домиником Алонсо.
Однофигурная композиция является откликом на известный литературный сюжет «Фауста» Гете и несет в себе отголосок романтических настроений эпохи. Скульптура привлекает тончайшей проработкой деталей. Лицо героини из слоновой кости, одежда из бронзы, сероватый оттенок мраморного парапета — цвета и фактуры разнородных материалов усиливают декоративный эффект.
Старший научный сотрудник ДМИИ Зурият Джанбатырова представила графический лист «Купание коней» Гасана и Гусейна Сунгуровых. «Купание коней» как тема не могла осознаваться авторами вне ассоциаций с работами К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, В. Серова, А. Пластова. Их картины с этим сюжетом стали знаковыми в истории изобразительного искусства. Многие исследователи искали в них социальные и политические обертоны. Но, на самом деле художники сделали эту тему вечной.
В вечном сюжете, представленном на рисунке братьев Сунгуровых, так же, как и на знаковых полотнах русских художников, живописная сущность доминируют над сюжетом. В работе есть сила динамического разнонаправленного движения воды. Сунгуровские всадники твердо удерживают скакунов, и животные доверяют мальчикам. От рисунка веет гармонией и умиротворением. Здесь палитра и динамика зарождают эмоциональный и поэтический, возвышающийся над жизненными потребностями посыл, показывающий некую стихийную силу смешивания мира людей и животных.
Научный сотрудник Джаннат Гаджиева в презентации «Библейский сюжет в литографии Штрикснера с картины нидерландского мастера XVI в.» рассказала о литографии, созданной мастером Юнгермайером под руководством И.Н. Штрикснера с живописной картины «Бегство в Египет» представителя Северного Возрождения И. Патинира (1480-1524).
Спикер поведала о популярной в Европе в начале XIX в. серии «Литографические произведения», о кодах латинских сокращений на работах, за которыми следуют подписи их создателей, канонических символах изображения святых. На примере графического листа «Бегство в Египет» из фондов музея зрители рассмотрели библейских персонажей, одетых в духе времени, в котором жил И. Патинир.
«Искусство японского фарфора» — тема презентации заведующей отделом ДПИ Джамили Раджабовой. Она показывает редкие и очень ценные произведения фарфорового искусства, созданные в Арита в конце XVII —начале XVIII вв. из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. Художественный фарфор является одним из самых значительных составляющих традиционной культуры Японии. Его история насчитывает более четырех сотен лет.
Технологическая база для начала производства активно создавалась с 1500 г., когда под влиянием дзенской эстетики складывался канон чайной церемонии ваби-саби, в которой огромная роль отводилась именно керамике. Родиной японского фарфора считается маленький городок Арита в провинции Хидзэн (ныне префектура Сага) в северной части острова Кюсю. К концу XVI — началу XVII вв. в Японии существовало множество мелких керамических центров.
Спасибо всем сотрудникам музея за интересную программу. Приходите в музей почаще!
По материалам ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.