Неделя мюзикла
Дата публикации: 13.10.2023
Республиканский кинофестиваль «Мирный Дагестан!» уже в девятый раз собрал профессиональное и любительское...
6 часов назад
* * * Уже в 1958 году при проектировании корпуса Дагестанского женского педагогического института (сейчас...
7 часов назад
Художники-педагоги — новое явление в жизни советского общества 30-х годов прошлого века. Их горячее желание...
1 день назад
Дагестанский государственный театр кукол удостоен Гран-при XXV Международного фестиваля профессиональных...
1 день назад
Мюзикл — относительно молодой и весьма популярный жанр театрального искусства. Махачкалинский зритель с радостью встречает заглядывающие к нам с гастролями коллективы.
26 сентября в Махачкале, на сцене Русского драматического театра имени Максима Горького стартовали «Большие гастроли» Ивановского музыкального театра.
Для неизбалованного музыкальными постановками дагестанского зрителя это был настоящий подарок. Тем более что гости из Иваново привезли полноценный симфонический оркестр. Живая музыка, помноженная на актёрскую игру, что может быть лучше?! Всего приехало почти сто человек, это вам не антреприза а вполне серьёзные гастроли.
Первыми на суд дагестанцев предстали «Три мушкетёра» — мюзикл Максима Дунаевского по пьесе Марка Розовского, в постановке Антона Лободаева. Причина такого выбора понятна — народная любовь к «Трём мушкетёрам», которая приведёт зрителя в театр.
В то же время это рискованно — у зрителя в подсознании культовый фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича со звёздами советского экрана, хуже которых сыграть никак нельзя. Безусловным плюсом данной постановки является то, что в ней представлены музыкальные партии, не вошедшие в фильм.
Кардинал Ришелье и д’Артаньян сражаются на шахматной доске — по задумке режиссёра этот эпизод стал осью постановки. Словно подсказывая, что вся жизнь игра, игра со смертью, что для мушкетёров не фигура речи. Незатейливая смена шпалер, свисающих сверху, эффектно смотрелась и меняла пластику сценического пространства.
Двигающаяся лестница-подиум сменяла мизансцены, изображая то недосягаемость любви Королевы, то эшафот для Миледи. И конечно же танцы, не забываем что это мюзикл — отплясывающие монашки были просто прелестны. Волшебство музыки Дунаевского и отменная игра актёров сделали своё дело — зритель остался доволен.
На следующий день, 27 сентября зрителя ждала «Бесприданница» Николая Островского. И если в первый день зал не был полон, то во второй свободных мест почти не оставалось — сработало сарафанное радио.
И снова известный до мельчайших подробностей сюжет, яркая экранизация, на которую ориентируется зритель, порой и не подозревающий, что в фильме Рязанова сюжет претерпел некоторые изменения. Но было у ивановцев и преимущество — в виде мюзикла «Бесприданница» в Махачкале была представлена впервые. Музыку к постановке написал Ефрем Подгайц, автором либретто выступил Лев Яковлев, режиссёр-постановщик Антон Лободаев.
Молодые Паратов и Карандышев порхали по сцене, входя в противоречие с бэкграундом рязановского «Жестокого романса», балетной группе в цыганских нарядах было где разгуляться. Мечущаяся Огудалова просто прекрасна.
Декорации не удивили — от «Бесприданницы» до «Бесприданницы» повторяются виды реки, пристани да колоннады приволжского Бряхимова. Но за голоса, замечательные оперные голоса можно простить всё.
Заставил улыбнуться Карандышев, застрелившийся перед антрактом. Было интересно: это такая новая версия или же просто оригинальное объявление антракта. Карандышев в итоге оказался жив, застрелив, как и полагается, Огудалову. Зал рукоплескал, долго не отпуская актёров, отдавая должное их прекрасным голосам.
На третий показ, 28 сентября по логике вещей зал должен был быть заполнен битком. Так и случилось: все билеты на мюзикл «Джейн Эйр» были проданы. Возможно, это связано с тем, что роман «Джейн Эйр», впервые опубликованный в 1847 году, занимает десятое место в списке 200 лучших книг всех времен по версии BBC.
Авторы мюзикла «Джейн Эйр» — композитор Ким Брейтбург и поэт Карен Кавалерян, режиссёр Антон Лободаев. В отличие от первоисточника в постановке Ивановского театра по большей части исключены минорные моменты — страдания главной героини смягчены. Все-таки мюзикл в первую очередь призван развлекать зрителя. Драма стала похожей на детскую сказку с четким разделением на отрицательных и положительных героев.
Например, мачеха и её дочки показаны карикатурно, утрированно. Сама Джейн Эйр просто переходит из сцены в сцену, подчиняясь судьбе. Единственная, полная драматизма, сцена — это последний разговор Джейн Эйр с бывшей опекуншей, прикованной к больничной кровати.
Декорации, незамысловато и мобильно рисующие обстановку времён викторианской эпохи, свою роль выполнили, но и звёзд с неба не хватали. Но голоса! Понятно, что перед нами музыкальный театр, где требования к голосу первичны. Тем не менее, хочется отметить прекрасное исполнение вокальных партий.
29 сентября нас ждала совершенно другая тематика — «Любовь и голуби». Прекрасная история незадачливого работника леспромхоза Кузякина, думаю, известна всем. Автор музыки — Андрей Семёнов, либретто Сергея Плотова. Режиссёр-постановщик — заслуженный артист России Валерий Пименов.
«Любовь и голуби» — часть культурного кода общества, цитаты героев пьесы Валерия Гуркина давно ушли в народ. И в то же время это весьма показательный срез жизни общества из совсем недавнего прошлого. Махачкалинский зритель, а многие ходили на все постановки Ивановского музыкального театра, узнавал актёров, игравших в предыдущих постановках, и ждал от них очередного перевоплощения.
Зритель переживал перипетии семейной драмы Васи и Нади Кузякиных, смеялся над проделками дяди Мити и сопереживал бабе Шуре, чья вокальная партия была принята на ура.
Игра актёров регулярно вызывала всплеск аплодисментов. Зрители подпевали солистам — Ивановский музыкальный стал открытием для многих. Стоит отметить декорации, весьма точно отобразившие дух времени, подробно и качественно показавшие место действия.
На сладкое 30 сентября ивановцы преподнесли зрителю беспроигрышный подарок: «Алые паруса» Александра Грина в постановке неизменного Антона Лободаева, на музыку Максима Дунаевского. Либретто написали Михаил Бартенев и Андрей Усачев.
Каждый из нас читал в школе романтическую повесть Александра Грина. Но в памяти у многих остались лишь символы этой доброй лирической сказки — белый фрегат под алыми парусами да прекрасная девушка, вглядывающаяся в морскую даль.
История мечты Ассоль, живущей в приморском городишке, где грезить надеждами давно перестали и сосредоточились на «здесь и сейчас», никого не оставляет равнодушным.
«Алые паруса» Дунаевского — довольно популярное у постановщиков произведение. И можно сказать, что ивановская постановка одна из лучших. Режиссер-постановщик обошел все неоднозначные моменты либретто: в ивановских «Алых парусах» нет ни вульгарных телодвижений, ни вызывающих костюмов — даже в сценах в легкомысленном заведении Мадам, что немаловажно для дагестанского зрителя. Декораций минимум: только помост, условный маяк и паруса-экран, меняющие цвет и рисунок.
Публика принимала актеров бурными аплодисментами. Равнодушных в зале не было — зрители всей душой переживали за главную героиню, мужественно переносившую все удары судьбы.
Овации зрителей были наилучшей оценкой и данному спектаклю, так и вообще гастролям Ивановского музыкального театра. Великолепные голоса в сопровождении симфонического оркестра не могли оставить равнодушным. Можно отметить некую эстрадность в исполнении некоторых партий, но, думаю, это вполне допустимо в музыкальном театре.
Балетная группа театра заслуживает отдельной похвалы — создаваемые ими образы, настроение, тональность, добавляли объёмность постановке. Язык танца порой красноречивее слов.
Небольшие технические накладки вполне простительны для коллектива, выступающего не на своей сцене; главное актёрская игра, а к ней у зрителя нет никаких замечаний.
Раушания Хажиева, Наталья Фураева, Ольга Наянова, Лариса Лебедь, Максим Галенков, Максим Денисов, Павел Доронин, Дмитрий Сиянов и многие, многие другие пять вечеров подряд дарили нам радость. И мы снова ждём их в гости!
Фото автора и пресс-службы ИМТ