Мурад Аджиев. Новое слово в евразийстве
Дата публикации: 18.12.2024
Руководитель золотошвейного цеха Кубачинского художественного комбината Фатима Кишова, посетила...
4 дня назад
Пряничный домикПо небу облако плывет, похожее на пряничного человечка,у Маяковского было оно только в...
4 дня назад
Бег в Дагестане приобрел неожиданную популярность в последние годы. «Д» поговорил с участниками...
5 дней назад
Персональная выставка члена Союза художников России, заслуженного художника Дагестана Алипат Багаевой...
5 дней назад
Более шести лет назад ушёл из жизни замечательный учёный, известный востоковед Мурад Эскендерович Аджиев, но споры в научном мире вокруг его научных воззрений, начавшиеся десятилетия назад, до сих пор не утихают. В эти дни Мураду Аджиеву, имя которого неразрывно связано с концепцией евразийства, исполнилось бы 80 лет.
Обсуждению итогов исследовательской деятельности ученого и его немалого вклада в развитие евразийского движения была посвящена региональная научно-практическая конференция «Вклад в евразийское будущее народов России», на которой рассматривались и вопросы цивилизационного будущего Дагестана, России в целом. Мероприятие состоялось в Национальной библиотеке Республики Дагестан имени Расула Гамзатова и собрало представителей научного сообщества, соратников и друзей М. Аджиева.
Около 60 монографий и почти 400 статей, вышедших из-под пера ученого, в которых высказываются оригинальные, иногда неожиданные мысли – показатель его глубокой заинтересованности в темах, которые важны для понимания истории своего народа и других народов страны.
Сам Мурад Аджи (под этой родовой фамилией он публиковался с 1994 года) считал историю наукой, которая отражает единство мира, времени, культуры, единство цивилизации. Нельзя искажать прошлое, говорил ученый, ведь тогда искажается и настоящее, а значит, разрушаются ориентиры будущего.
Инициатор конференции, доктор философских наук, профессор Мустафа Билалов отметил существенные дополнения, которые внёс Мурад Аджиев в концепцию евразийства, ставшую в последние десять лет основной идеологией государства и принятую Россией в качестве перспективного направления развития страны.
М. Аджиев строил свое видение евразийства на основе анализа языкового, этимологического статуса этносов. Был свой взгляд у исследователя и на истоки религии. Основоположники евразийства полагали, что православие, ислам, буддизм являются структурирующими культуру евразийства вероисповеданиями. Именно эти религиозные воззрения лежали в основе образования Российской империи и евразийского сообщества. Аджиев дополняет эту установку своей идеей: он считает, что основой трех религий – христианства, ислама и иудаизма, было тенгрианство – вера многих народов в Небо (Тенгри) как верховное божественное существо.
Следующее утверждение исследователя вызывает больше всего споров и неприятия в ученом мире. По мысли Аджиева, историю России надо начинать не с XIX века и не с Киевской Руси, а гораздо раньше. Истоки Российского государства следует искать на Алтае, откуда более 2000 лет назад началось Великое переселение народов, охватившее территорию от Байкала до берегов Атлантического океана.
Исследователь всегда отмечал особое место Дагестана и в целом юга России в формировании всего евразийского пространства, считая изучение этого региона своеобразным ключом к разгадке тайны евразийской цивилизации.
«Это был глубокий, мыслящий ученый, с хорошим кругозором. Лев Гумилев и другие основатели концепции евразийства не брали в расчёт материальную основу формирования евразийский цивилизации. Это сделал Мурад Аджиев. Я бы сказал, что он наполнил масштабную географическую и геополитическую картину мира экономическим содержанием», – сказал о коллеге Мустафа Билалов.
На конференции выступил доктор философских наук, профессор, действительный член Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев, который в своём докладе подчеркнул оригинальность мышления и рассуждений М. Аджиева, чьи исследования порой парадоксальны, но востребованы сегодня. Докладчик привел аргументы сторонников и противников теории Великого переселения.
Руслан Луговой, председатель комиссии Общественной палаты РД по межнациональным и межрелигиозным отношениям, в своём выступлении рассказал о принципах и параметрах, определяющих концепцию российской цивилизации, выделяя при этом, наряду с тюркским, доминирование славянского слагаемого в происхождении русского народа и русского государства и славянский характер евразийский цивилизации.
Хорошо знакомый лично с Мурадом Аджи доктор географических наук, профессор Шахмардан Мудуев рассказал о нём как о крупной личности, учёном, который добрался до глубин науки. Кандидатскую диссертацию Аджиев защитил по теме экономического моделирования, которая только в наши дни получила развитие.
«Он был фантастически влюблен в свой народ, любил Дагестан. Он запомнился мне добродушным эрудитом, который прекрасно знает предмет своего исследования. Его идеи достойны того, чтобы их учитывали при принятии административных решений, а имя его должно быть возвращено в Дагестан и популяризировано», – уверил присутствующих Ш. Мудуев.
Доктор филологических наук, профессор Империят Халипаева свой доклад посвятила вопросу тенгрианства в творчестве Аджиева, а также рассказала о следах этой религии в современном Дагестане.
Саният Адильханова, заслуженный учитель РФ, для сохранения связи поколений и возрождения имени ученого не только в научных кругах, но и в молодежной среде предложила провести в декабре в школе селения Аксай, откуда родом предки ученого, педагогические чтения, посвящённые творчеству востоковеда, журналиста, исследователя. Мысль об увековечении памяти Мурада Аджи не раз высказывалась выступающими.
На конференции прозвучало видеообращение к её участникам вдовы Мурада Аджи. Мария Алексеевна Курячая главным делом своего мужа назвала исследование тюркского мира – этому он отдал последнюю треть своей жизни.
«Его концепция Великого переселения народов, которую он считал главным результатом своей научной деятельности, помогла географу увидеть то, что не замечали историки. Но она осталась вне поля научного обсуждения. Сегодня можно поднять вопрос о необходимости обсуждения его идей в контексте теоретических построений исследователя», – сказала Мария Алексеевна.
Несмотря на разночтения трудов Мурада Аджиева, его по праву можно считать выдающимся дагестанцем, чьи идеи были направлены на объединение дагестанских этносов. Сам он о себе говорил так: профессиональный писатель, свободный человек.