Материнское поле
Дата публикации: 23.09.2024
Памяти дагестанского литературоведа Аминат Алихановой Как здорово, как легко мыслям и телупосреди...
2 дня назад
Касим Курбанович Джарулаев проработал в локомотивном депо всю жизнь — вслед за отцом пришёл сюда на работу...
2 дня назад
Что знают махачкалинцы о так называемой «Первухе»? Сонная окраина с пляжем «Берёзка», дорогой на «Чёрные...
4 дня назад
Пешком в историю с Эльмирой Далгат Так сложилось, что районы республики, старинные дагестанские сёла чаще...
05.10.2024
Земля, ты держишь нас на своей груди; если ты не даёшь нам счастья, то зачем тебе быть землёй, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!
Жатва позади, подарившее людям урожай поле остаётся наедине с уставшей женщиной и слушает её историю. Историю матери, потерявшую трёх сыновей и мужа. Что она чувствует? Что ответит ей поле?
Осенним вечером 25 сентября Лакский музыкально-драматический театр имени Эффенди Капиева представит на суд зрителя спектакль «Материнское поле» по роману киргизского писателя Чингиза Айтматова. За этот роман он был удостоен Ленинской премии. Режиссёр спектакля – хорошо известный нам по спектаклю «Укрощение строптивой» художественный руководитель Северо-Осетинского государственного академического театра имени В. Тхапсаева Гиви Валиев.
Много десятилетий минуло с тех грозовых лет, сменились поколения. Но трагедия матерей, потерявших на войне всё, и сейчас заставляет сжаться сердце. Кому рассказать о своей жизни женщине, потерявшей тех, кто ей дорог? Осталось только поле, земля-кормилица, исток и конечная точка жизни, место силы и мудрый собеседник.
Полю Толгонай (Луиза Шахдилова) расскажет всю свою жизнь. Мы увидим её молодой, полной сил (Джамиля Закарьяева). Здесь, на жатве, она встретит в семнадцать лет любовь всей жизни – Суванкула (Ибрагим Мусиев).
И земля в ту синюю светлую ночь была счастлива вместе с нами. Земля тоже наслаждалась прохладой и тишиной. Над всей степью стоял чуткий покой. В арыке лепетала вода. Голову кружил медовый запах донника.
И вот она, полная чаша её счастья — трое сыновей. Они шалят, веселятся, играют, растут. Время летит, старший Касым (Илларкади Гаджикурбанов) влюбляется и приводит в дом молодую жену Алиман (Зинаида Чавтараева), средний Масельбек (Руслан Ларин) уезжает в город учиться на учителя, младший Джайнак (Мурад Абдурахманов) становится комсомольским вожаком в селе. Всё хорошо у Толгонай, всё ладно. Но у войны свои планы на эту большую семью: она оставит в живых лишь двух убитых горем вдов. Но и это не предел несчастий…
Можно ли сравнить уровень несчастья? Кому пришлось больнее? Луиза Шахдилова и Зинаида Чавтараева не играют, они проживают трагедию своих персонажей на сцене. Актёрская игра рвёт сердце — слёзы на глазах даже у мужчин, настолько сильно погружение актрис в роль. Такое невозможно сыграть – только пропустить через свою душу.
Земля, ты держишь всех нас на своей груди; если ты не даешь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!
Актерский ансамбль Лакского театра весьма силён и творчески сыгран, роли сыновей Толгонай и Суванкула немогословны, но образы, созданные Русланом Лариным, Илларкади Гаджикурбановым и Мурадом Абдурахмановым, выразительны и ярки.
Зная предыдущие работы Гиви Давидовича Валиева, можно было ожидать на сцене динамичного действа. И зрительские ожидания сбылись: режиссёр не отошёл от своего стиля и сценического метода. В содружестве со сценографом Ибрагимхалилом Супьяновым постановочная задача решена: главной декорации нет (в её роли выступила кирпичная стена задника сцены), в ней нет нужды, ведь всё сценическое действо происходит в поле. Велосипед, на котором задорно катается молодёжь во время жатвы, беговые дорожки, символизирующие бесконечный бег героев друг к другу, бочка, в которой купают братьев, телега. Беговые дорожки, этот спортивный атрибут наших дней, немного выбиваются из общего визуального ряда постановки, но свою техническую задачу выполняют.
Очень интересно выглядит сцена жатвы, тот случай, когда механизация сцены использована со стопроцентным КПД. И, конечно же, вода! Режиссёрские работы Гиви Валиева трудно представить без воды, вода – это жизнь.
Жизнь! Смех, грусть и любовь. Любовь, что утекает — не удержать. Любовь, что проникает везде, ведь без неё нет жизни. И снег, что засыпает сцену – тоже вода, тоже любовь, но ждущая своего солнца…
…настоящее, неподдельное счастье, как я понимаю, это не случай, оно не обрушивается вдруг на голову, будто ливень в летний день, а приходит к человеку исподволь…
И, безусловно, любовь – это музыка. Главный хормейстер Дагестанского государственного театра оперы и балета Эмилия Шихрагимова из музыки Ширвани Чалаева, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Георгия Свиридова и других композиторов соткала причудливую музыкальную ткань спектакля.
«Материнское поле» Лакского театра – вдохновляющий результат соединения таланта писателя, вдумчивой работы режиссёра и актёрской отдачи. Этот спектакль никого не оставит равнодушным, разбудит эмоции даже в самой циничной душе. Заставит задаться вопросом: почему порой так несправедлива жизнь, что отбирает у человека всё, не давая даже проблеска надежды? Но ответа не даст, увы, нет ответа на этот вопрос… Каждый должен найти его сам.
И так, среда, 25 сентября. Не пропустите!