Красота металла: медная посуда народов Кавказа (конца ХIX–ХX в.) | Журнал Дагестан

Красота металла: медная посуда народов Кавказа (конца ХIX–ХX в.)

Дата публикации: 20.10.2023

Андрей Глушецкий, г. Москва

Правила жизни Аддиса Гаджиева Новости

Разговор с вице-президентом Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России,...

3 дня назад

Волшебный мир дагестанских сказок Наиры Алидес Новости

26 октября в Махачкале, в Театре поэзии, в рамках проекта «Встречи в Театре поэзии» прошла творческая встреча...

3 дня назад

Турнир поэтов Литература

24 июля в Театре поэзии состоялся финал литературного конкурса «Турнир поэтов», инициированный в прошлом...

6 дней назад

Праздник дагестанского театрала Культура

С 1 по 9 октября в Государственном республиканском русском драматическом театре имени Максима Горького...

6 дней назад

Кази-Кумухский округ, с. Балхар. Лакцы

Крупным центром художественной обработки металла нагорного Дагестана является Кази-Кумух и другие сёла — Хури, Цовкра, Чара, Тулизма, Унчукатль, Хурукра, Кунди и другие (бывший Кази-Кумухский округ, современный Лакский район).

Балхарский водоносный кувшин «урша». Середина XX в. Медь

Лакские кустари занимались в основном изготовлением оружия. О.В. Маркграф писал в своем исследовании: «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства»1. После окончания Кавказской войны началось развитие других промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия кумухских мастеров из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью.

Посетивший в 1882 г. Кази-Кумух российский учёный Дмитрий Николаевич Анучин (1843–1923), заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух — аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей»2.

В 1888 г. в Кази-Кумухумском округе было 283 медника3.

Балхарский водоносный кувшин «урша». Середина XX в. Медь, полуда, гравировка. На верхней части тулова гравированный орнамент 2

«В селении Хурукра гравированная посуда ковалась вручную, ее стенки делали минимальной толщины, позволявшей наносить узор ручной гравировкой. Меднокузнецы селений Хури и Кумух на протяжении последних 100 лет создавали чеканные изделия на листовом материале заводской прокатки. Их посуда легкая, тонкостенная и имеет лишь чеканный узор, поскольку толщина материала не могла выдержать глубокой резьбы штихелем»4.

Водоносный кувшин «урша»

«Он голову задрал, взяв руки под бока, и все же на тебя не смотрит свысока» — загадка посвящена балхарскому кувшину.

В с. Балхар (Акушинский район), известном своим керамическим промыслом, лакские мастера изготавливают водоносные кувшины «урша». Эти кувшины изготавливались как из глины, так и из меди. Кувшин состоит из следующих частей: основания — неширокого кольца, его соединение с основной частью тулова оформлено декоративным валиком; тулова в форме конуса — узкого снизу и расширяющегося кверху сферического навершия, которое образует переход от конуса к невысокому горлышку-раструбу, расширяющемуся кверху для удобства наливания воды.

Балхарский водоносный кувшин «урша». Середина XX в. Медь, полуда, гравировка. На верхней части тулова гравированный орнамент

У кувшина специфическое горлышко: от основного «раструба» отходит «сплюснутый» носик для выливания воды из кувшина. У горлышка два отверстия: одно для залива воды, другое для выливания воды, чего нет у других типов водоносных кувшинов. Видимо, такой «сплюснутый» носик воспроизводит элемент керамического прототипа, в котором глине можно придать более разнообразные формы по сравнению с металлическими изделиями. На широкую верхнюю часть тулова — сферическое навершие — наносятся орнамент и декор. Чаще встречается в керамическом исполнении. Каждая невеста-балхарка должна собственноручно слепить такой кувшин, так как во время свадебной церемонии она несет кувшин, наполненный чистой родниковой водой в дом жениха. После завершения свадебной церемонии эти кувшины занимают в доме самое почетное место, как бы являясь залогом семейного благополучия.

Водоливный кувшин гунгуми

В Кази-Кумухском центре металлообработки изготавливались небольшие водоливные кувшины-рукомойники гунгуми, которые применялись для омовения и гигиенических целей. Их характерной особенностью является особым образом граненое тулово.

Кувшин-рукомойник «гунгуми». Лакский район. Середина XX в. Медь, полуда, чеканка

Предметы из коллекции автора

1 Маркграф О.В. Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа с описанием техники производства / сост. по материалам собр. А.В. Золотарёвым и др. — М., 1882. — С. 206–207.

2 Анучин Д.Н. Избранные географические работы. — М., 1949. — С. 143.

3 Габиев Дж.С. Металлообработка у лаков. По этнографическим материалам: автореф. дис. … канд. ист. наук / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т истории им. И.А. Джавахишвили. — Тбилиси, 1959. — 21 с.

4 Чирков Д.А. Лакская кованая, гравированная медь // Сборник научных трудов НИИХП. — 1075 — № 8.

5 У некоторых моделей отсутствует специальное основание.

Продолжение материала в №5 за 2022 г.