«ЭХО БДФ — Дагестан»
Дата публикации: 22.05.2024
Прогуливаясь по первой Махачкале, можно обратить внимание на примечательный трёхэтажный п-образный дом. Он...
15 часов назад
Северокавказский международный книжный фестиваль «Тарки-Тау – 2024» прошёл в Махачкале с 4 по 6 октября – в 11-й...
15 часов назад
Памяти дагестанского литературоведа Аминат Алихановой Как здорово, как легко мыслям и телупосреди...
4 дня назад
Касим Курбанович Джарулаев проработал в локомотивном депо всю жизнь — вслед за отцом пришёл сюда на работу...
4 дня назад
Зима 2023-24 гг. началась для махачкалинцев с большой удачи: в столице прошла девятая региональная программа Большого детского фестиваля «ЭХО БДФ — Дагестан». БДФ — это огромная мультижанровая программа, которая включает разные направлений искусства: театр, кино, анимация, детская литература.
Задача фестиваля, который уже шесть лет проводится в Москве, — собрать самое лучшее, интересное, актуальное, что делают взрослые для юной аудитории, а также создать возможности для рождения и реализации новых творческих проектов для детей и подростков. Художественным руководителем фестиваля является народный артист РФ Сергей Безруков.
Пять дней продолжался масштабный праздник для детей: на различных площадках города прошли показы спектаклей, художественных и анимационных фильмов, встречи с детскими писателями, лаборатория для молодых режиссеров, а также мастер-классы и тренинги для детей — учащихся творческих студий. За дни фестиваля на четырёх площадках было проведено 58 мероприятий, которые посетили более 5 тысяч зрителей. Но обо всём по порядку.
Театральная зима Большого детского фестиваля
Сергей Витальевич в первый же вечер фестиваля, 2 декабря представил на большой сцене Русского драматического театра имени Максима Горького спектакль «Маленький принц».
Наверняка все читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери. Но на этом спектакле казалось, что всё происходит впервые. Мы побывали в сказке и летали вместе с Маленьким принцем, и это было чудесно. На сцене один актёр и Национальный симфонический оркестр Театра оперы и балета, фактически это моноспектакль. Казалось бы, чего проще — рассказать со сцены сказку, да и книжка — вот она, в руках. Оркестр начинает с музыки Камиля Сен-Санса, в руках Сергея Безрукова книга. Но он не рассказывает, не читает, он и есть Роза, Король, Честолюбец, Пьяница, Географ, Лис, Экзюпери… Маленький принц… И каждый персонаж состоялся, в него веришь.
Сначала все улыбались, Роза манерничала, Честолюбец требовал восхищения, Король был смешным и шепелявым, у Пьяницы заплетался язык и не только, Географ посоветовал отправиться на Землю, А Лис попросил Маленького принца приручить его, И Сергей Безруков взял в руки Лиса и пошёл в зал, к детям.
А потом… Маленький принц принял важное решение. Многие зрители не смогли сдержать слез, и Сергей не смог. Знаете, это ведь были настоящие слезы. Если вы нашли свою розу — цените её, считайте лучшей, берегите, любите, бережно храните, хотя бы в памяти. И своего Маленького принца внутри себя сохраняйте. Как можно дольше. Ведь тогда с вами можно говорить о звёздах…
«Тео — театральный капитан»
На следующий день Детский музыкальный театр юного актера (Москва) подарил дагестанскому зрителю спектакль «Тео — театральный капитан» Нины Дашевской в постановке Ивана Пачина — наглядный путеводитель для детей по закулисному миру театра. Мышонок Тео рассказал детям о дружбе, важности мечтать по-крупному, быть добрым и отважным вопреки всему.
Тео (Сергей Одыванов) живет в театре со своей многочисленной семьей, он знает театр вдоль и поперек. Если тебя назвали в честь Эрнста Теодора Амадея Гофмана, изволь соответствовать, впрочем, у Тео вся семья такая. Прадедушка так вообще трагически погиб, спасая декорацию для спектакля. И Тео старается: научился читать по нотным тетрадям, знает наизусть партитуры разных опер, любит и чувствует музыку.
У Тео две страсти — музыка и море. В первой стихии он как дома. А о второй только мечтает, глядя на мокрую от дождя крышу театра и представляя морскую гладь. И его семья ему под стать — необыкновенная мама поет оперу лучше человеческих певиц, сестра увлекается балетом, а прадедушка был настоящей корабельной мышью. Из приключений Тео получается увлекательная экскурсия по театру. Будем надеяться, что дети, пришедшие на спектакль, заинтересуются театром, что немаловажно, в наше время особенно.
Спектакли, привезённые в Махачкалу «ЭХО БДФ — Дагестан», тем более ценный подарок, если учитывать, что в Махачкале нет театра юного зрителя. Для самых маленьких есть известный Дагестанский театр кукол, а дети постарше не имеют своего театра. Детские постановки, конечно, есть в репертуаре дагестанских театров, но всё же лучше, когда есть театр, целенаправленно работающий на подростковую аудиторию, воспитывая, поднимая её культурный уровень.
«Мой дедушка был вишней»
Спустя три дня, 5 декабря, театральная компания «Новый театр» (Воронеж) представила спектакль «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти в постановке Виктории Шаламовой — удивительную историю о мальчике Тонино, его семье и дедушке, который понимает речь деревьев и верит, что «человек не умирает, пока вишневые
деревья продолжают жить для него».
И пусть дедушка Оттавиано кажется не от мира сего, но именно он становится мальчику самым близким и родным. Он веселый, озорной и не по возрасту активный. Именно он «рисует» сказочный мир, учит Тонино и формирует в нем личность. А временами сам ведет себя как ребенок, открытый и эмоциональный, ранимый и хрупкий. После смерти жены Оттавиано страдает от нехватки внимания со стороны дочери, которая занята карьерой и ссорами с мужем. И это еще одна тема постановки: забота о своих родителях так же важна, как и забота о детях.
«Старики как дети, они не могут быть одни», — утверждает дедушка. Понимая, что его домашний очаг разрушен, Оттавиано понемногу слабеет умом, а затем умирает. Важную роль в этой истории занимает вишнёвое дерево — Феличе, это не просто дерево, а полноправный член семьи, скрепляющий кровные узы, делающий домочадцев сильными, как корни самого дерева. У каждой семьи есть такие вещи, которые хранят в себе память поколений и являются важной фамильной ценностью. У семьи Тонино — это вишнёвое дерево, навсегда сохранившее в себе все памятные моменты жизни каждого из членов семьи и способное «впитать» в себя ещё немало воспоминаний. Условное вишнёвое дерево и являлось единственной декорацией постановки, вокруг которой происходит всё действие.
Спектакль весь наполнен теплом Италии, ее юмором, темпераментом, во многом близким нам, дагестанцам. Мне кажется, актерам Марии Фроловой, Марии Конотоп, Олесе Галицыной, Никите Шершневу, Сергею Брылякову, Антону Векличу и Дамиру Миркамилову удалось передать этот итальянский дух в полной мере.
«Буллинг» режиссёрская лаборатория
Не менее интересным, но более камерным мероприятием стала режиссерская лаборатория на тему «Буллинг». Две молодые драматургическо-режиссёрские команды на площадке Русского театра создали эскизы новых постановок для подростков: «История бабушкиных писем, рассказанная Эльсой, которой почти 8 лет» — по пьесе Анны Сафроновой, в постановке Юлии Каландаришвили и «Типа я. Дневник суперкрутого воина» Ислама Ханипаева — по пьесе Лары Бессмертной, в постановке Филиппа Гуревича.
В первом этюде актёры театра Диана Джахбарова, Влада Алёшина, Беневша Девлетханова и Динара Махачева предлагали через актёрскую игру увидеть внутренний мир маленькой девочки Эльсы — жертвы школьного буллинга. Девочке необходимо найти спрятанные бабушкой письма и передать их адресатам, ведь бабушка не успела извиниться перед ними за свои глупые розыгрыши, острый язык и язвительные шуточки. И теперь Эльсе нужно выполнить задание и не разочароваться в любимой бабушке.
Юлия Каландаришвили посредством нескольких коробок на сцене «нарисовала» целый мир. Невольно ловишь себя на мысли, что каждая коробка таит в себе новую историю. Безусловно, показан был эскиз — часть будущей постановки, на подготовку которой у команды было всего пять дней. Но, тем не менее, ощущение сыгранности и цельности команды у зрителей возникло.
Диана Джахбарова, исполнительница роли Эльсы:
«Спектакль у нас был чисто женский, и я до сих пор в восторге от той тёплой, родной атмосферы, что была у нас на площадке. Юлия (Каландаришвили. — Ред.) с самого начала нам сказала, что главное не результат, а сам процесс. И мы, репетируя, рассказывали друг другу наши семейные истории, говорили о наших бабушках — как-то так само сложилось. И я за эти пять дней работы над эскизом узнала о своих коллегах больше, чем за десять лет совместной работы в театре.
Скажу честно, мне сначала не понравилась выпавшая мне роль. Эльса-рыцарь вообще не про меня. Но я люблю работать с такими сложными «не моими» персонажами. К тому же тут была коллективная работа, мы вникали в роли все вместе, ведь выучить за несколько дней такое количество текста невозможно — многое шло уже от себя. Аня (Сафронова. — Ред.), которая писала все эти тексты, мужественно прощала нам все неточности и отсебятину, что в результате стало поводом для шуток и просто хорошего настроения. Была учреждена даже шуточная «коробочка для штрафов» с тарифом в пять рублей за ошибку. Тексты мы таким образом — через шутки и веселье — практически выучили, парочка забытых реплик не в счёт.
Каждая из нас была немного Эльсой. Одна Эльсой-рыцарем, другая — Эльсой-душнилой, третья — неприкаянной Эльсой и четвёртая — той самой Эльсой-внучкой. Да, так вот всё слилось, но мы смогли показать то, что задумала Юлия, всё было понятно даже детям, присутствовавшим на показе. Юле не нужно было никаких крутых наворотов, хватало коробок, которые были нашими воспоминаниями, вещами бабушки да волшебного шарфа. Всё так легко и просто, главное — игра актёров.
Лаборатория — это прежде всего обмен опытом, знаниями. Эскиз, конечно, не полноценный спектакль, но школа отменная. Этот эскиз, я считаю, стоит показывать на нашей экспериментальной сцене, мест там немного, но уверена, что зал пустовать не будет.
В день показа исполнилось 10 лет со дня моего прихода в театр, что было знаковым совпадением, которое мы, естественно, отметили дружной женской компанией. Вот так, всего за пять дней родились не только наш эскиз, но и дружба».
«Типа я» впервые находит воплощение на профессиональной сцене. Данил Ганюшкин, Алексей Тимохин, Татьяна Сальникова, Марьям Магомедова, Магомед Алиев и Арслан Загирбеков представили на сцене нашумевшую историю восьмилетнего мальчика, живущего в Махачкале, давшую старт писательской известности Ислама Ханипаева.
Ислам Ханипаев, автор:
«Для меня это нечто новое. Литературная основа, конечно, моя, но я вижу, что в постановке сменился жанр — теперь это социальная драма. Благодаря этому мой текст вышел на новый уровень актуальности, что весьма неплохо. Главное, что не утеряна интонация лёгкости, найденная мной в «Типа я».
Для меня это новый опыт, насколько мне известно, по моему произведению уже ставят спектакли, но это любительские коллективы. Здесь же работают профессиональные актёры, что радует. Было интересно увидеть на сцене то, что творилось в моём тексте. Это было классно!
Филипп Гуревич не стал сдерживать себя временными рамками эскиза и «выкатил» полноценный спектакль. Чем несказанно обрадовал собравшихся.
Потеряв мать и подвергаясь нападкам в школе, восьмилетний Артур находит поддержку у воображаемого друга — Крутого Али. Мальчик готовится стать „великим воином“ и отправляется на поиски своего отца».
Данил Ганюшкин, исполнитель роли Артура:
«Благодаря участию в лаборатории я смог побывать «по ту сторону баррикад», ведь в школе, пока был молодой да глупый, я сам «буллил» ребят послабее, каюсь, грешен.
Если серьезно, то сама книга мне «не зашла» сначала. Но потом я начал находить в ней интересные театральные моменты. И оказалось, что книга намного глубже, чем кажется. Очень интересно всё написано, для сцены самое то. Не про красоту слова в его классическом понимании, а, скорее, про простоту и близость нам. Думаю, нашему драматургу Ларе Бессмертной несложно было делать инсценировку, так как там очень много внутренних взаимоотношений, конфликтов, которые обязаны присутствовать на сцене.
Что касается Филиппа Гуревича, то работать с ним было легко, несмотря на то что на всё нам было дано пять дней, и вдобавок к этому Филипп решил поставить не сцену, а спектакль — от начала до конца, он вообще «заболел» этим спектаклем. Но это было верное решение — спектакль получился, и я очень надеюсь, что он найдёт своё место в репертуаре театра. С Филиппом у нас сразу же сложились дружеские отношения, мы запросто обменивались идеями, ведь он ещё и актёр в прошлом, знает актёрскую «кухню». Это весьма облегчало наш постановочный марафон. День показа выпал на мой день рождения, это был очень хороший подарок для меня, несмотря на то что я считал себя не совсем готовым, — мне казалось, что пяти дней мне не хватило».
Записи трансляций эскизов доступны к просмотру на сайте фестиваля: https://grandkidsfest.ru и в официальной группе ВКонтакте: https://vk.com/grandkidsfest.
БДФ-мастерские
Но БДФ не только обрадовал зрителей и был полезен для актёров. Не были забыты и будущие служители Мельпомены. Была проведена образовательная программа для 72 ребят — учащихся детских творческих студий: мастер-классы и тренинги по сценической речи, вокалу, пластике и сценическому движению.
Композитор, музыкант, хормейстер, артист-вокалист Евгений Астафуров провёл для детей незабываемую экскурсию в мир театрального вокала, преподал азы мастерства сценической речи. И сделано это было весело, в игровой форме. Ребята буквально не хотели уходить с мастер-класса.
Режиссер Московского Губернского театра, педагог по сценической речи Ольга Матвеева учила юных артистов особенностям сценического произношения. Подсказывала, как не бояться сцены и находить в каждом произведении что-то свое, пропускать через себя. Ведь только тогда оно найдет отклик у зрителя.
Возможно ли театральное искусство без танца? Конечно же, нет. Режиссер, хореограф, балетмейстер-постановщик Московского Губернского театра, педагог ВГИК и ГИТИС Анна Гилунова рассказала ребятам об особенностях сценического танца, в котором все движения имеют смысл. Танец — это язык тела, и зрители должны считывать все смыслы, которые он несёт.
Актер, каскадер, педагог по сценическому движению (бой, фехтование) Школы-студии МХАТ, ВШСИ им. Райкина, РГСАИ, ВГИК, ИСИ Батраз Засеев учил, как воспитать свой телесный аппарат, ведь сценическое движение — одна из главных кино- и театральных дисциплин. Результатом должны стать абсолютная мышечная свобода, легкость и уверенность в работе с собственным телом.
БДФ-книга
Ну и вишенкой на торте стали встречи с детскими авторами, мастер-классы в их же исполнении.
Писатель Мария Закрученко презентовала свою книгу «Арабелла» и на отдельной встрече с детьми провела обзор современной фантастики, рассказала о фандомах, форумах и косплей-сообществах новой реальности.
Писатель, психолог и журналист Ася Кравченко презентовала книги «Я король и ты король» и «Лучше лети. Проект №19», провела мастер-класс «Как устроен человек» по материалам проекта «Наука в кармане».
Писатель и журналист Валя Филиппенко — автор книги «Папа ищет работу», провела мастер-класс по созданию семейных историй.
Иллюстратор Виктория Самсонова провела мастер-класс по созданию иллюстраций.
БДФ-театр
Не были забыты и самые маленькие: в Дагестанском государственном театре кукол состоялись показы спектаклей «Гадкий утёнок» по сказке Х.К. Андерсена — В. Синакевича и «Самый лучший папа» по сказке В. Орлова Пензенского областного театра «Кукольный дом».
БДФ анимация
И конечно, как же без мультиков! В Историческом парке «Россия — моя история» прошли показы анимационных фильмов «Финник» студии компьютерной анимации «Петербург», «Манюня в кино» кинокомпании братьев Андреасян, Централ партнершип, КАРО и «Нормальный только я» кинокомпании «Проспект мира».
Проект реализуется в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и туризма Московской области. Организаторы специального проекта «ЭХО БДФ Дагестан» — Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова, Московский Губернский театр, Министерство культуры Республики Дагестан и Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького.
Фото автора и пресс-службы РДТ