Из Нового Орлеана в Рай попасть нелегко
Дата публикации: 10.01.2024
14 июля в средневековой сторожевой башне XIV века «Акайла кальа» в селении златокузнецов Кубачи открылась...
3 дня назад
Один из самых знаковых и важных проектов Дагестанской филармонии на протяжении четверти века выводит на...
6 дней назад
В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...
01.12.2024
Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...
01.12.2024
Город был пропитан звуками. Они напряженно дрожали над скользившими по Canal Street трамваями, гремели под колесами бесконечных повозок, выдувались из старых погнутых рожков уличных торговцев. В бедных кварталах вдоль зловонного канала мальчишки-разносчики газет мастерили самодельные банджо и контрабасы, тащили из дома оловянные кастрюли и стучали по ним ложками, объединялись в spasm-band и играли на самых опасных улицах города. В храмах пели спиритчуэлсы и санктифайд, в порту с палуб кораблей и из ближайших кабаков звучали английские, ирландские, французские, итальянские и карибские песни, а темнокожие рабочие пели блюзы и холлеры.
Проследить, какими путями и в каком порядке развивались главные жанры американской музыки в безумии плавильного котла Нового Орлеана, практически невозможно. Сам город был музыкой. Новоорлеанцы играли рвущие душу траурные марши по дороге к кладбищу и исступленно-веселые мелодии на обратном пути, оркестры грохотали на свадьбах, днях рождения, на карнавалах до самого Марди Гра. В дни между праздниками вниз и вверх по улицам сновали старые грузовые вагоны, запряженные лошадьми, в которых разъезжали местные бэнды. Стоило таким вагонам встретиться, как бэнды тут же начинали шумные музыкальные дуэли, на которые сбегались толпы народа. Победители получали заказы, приглашения сыграть в клубе, но и там не могли чувствовать себя спокойно, потому что к началу их выступления у стен заведения могли появиться еще несколько бэндов, главной целью которых было заглушить выскочек.
Новый Орлеан имел славу греховного города, и высшее сословие изо всех сил боролось за исправление его репутации. В 1897 году член городского совета Сидни Стори предложил учредить отдельный район «красных фонарей», чтобы усилить контроль над проституцией и очистить улицы города, но что-то пошло не по плану. Район очень быстро приобрел бешеную популярность, а злые на язык новоорлеанцы, к ужасу Сидни Стори, нарекли его Сторивиллем. Это был настоящий центр Нового Орлеана.109
Тут были огромные заведения-дворцы, полностью освещенные электричеством, с барными стойками из вишневого дерева, сияющими полами, отделанными дорогим камнем, барельефами в колониальном стиле и морем дорогой выпивки. Были клоповники с дешевым пойлом, пожелтевшим постельным бельем, вечной блевотиной под блестящей от пролитой выпивки барной стойкой, пьяными драками и поножовщиной. И всюду была музыка. В дорогих заведениях играли лучшие оркестры города, у входов в дешевые бордели темнокожие девушки, бежавшие от законов Джима Кроу в более свободный Новый Орлеан, пели блюзы, чтобы завлечь клиентов.
Здесь, в центре грязных, разбухших от страстей улиц Сторивилля зародилась радостная музыка, ставшая на многие годы великим утешителем для миллионов людей. Здесь от борделя к борделю с поручениями и просто из любопытства бегал и впитывал мелодии маленький улыбчивый Луи Армстронг, бодхисаттва музыки 20-го века. Здесь, посреди хаоса, приводившего в трепет богобоязненных (по их собственному мнению) правителей города, зарождавшийся блюз встретился с оркестровыми маршами, песнями матросов, классической музыкой и регтаймом, обогатился сам и дал начало джазу.