Isla de las Mujeres | Журнал Дагестан

Isla de las Mujeres

Дата публикации: 16.10.2023

Ахмедхан Кишов

«Камертон регионов» Культура

В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...

2 дня назад

Поток-полет Литература

Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...

2 дня назад

Чайхана История

Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...

2 дня назад

В Дагестане состоится II Северо-Кавказский культурный... Кунацкая

С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...

4 дня назад

Погас свет, декорации, совершив оборот, наполнились застывшими фигурками актёров. Зритель приготовился внимать сценическому действу.

Мне довелось услышать лишь однажды
Звучанье тех иноязычных слов…
Понять их суть я непрестанно жажду,
Для их разгадки к странствию готов.

По залу покатились гамзатовские строки, но фигурки были безмолвны — стихи читал кто-то в зале. Зритель, в удивлении наблюдая за сценой, оглядывался вокруг, как в зале вспыхнул свет, и стало понятно — строки из поэмы Расула Гамзатова «Остров Женщин» читает актёр Артур Джахбаров, сидящий в зрительном зале. 

Привычный к сборам, хлопотам, дорогам,
Как в горской сказке, жгу тигровый ус,
И ждет мой конь горячий за порогом:
Когда ж я наконец в седло взметнусь?

— послышалось вдруг из другого конца зала. Это оказался Руслан Мусаев, тоже поднявшийся из одного из кресел зрительного зала.

В следующее мгновение к ним, присоединились Арслан Загирбеков и Антон Артёмов. Все четверо, одетые абсолютно одинаково, декламируя гамзатовские строки, вышли на сцену. И сцена ожила.

Русский драматический театр имени Максима Горького представил на суд зрителя спектакль «Остров Женщин» по одноимённой поэме Расула Гамзатова в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Скандарбека Тулпарова по инсценировке заслуженного деятеля искусств РД Аризы Батыровой.

Путешествие в Мексику. Кто ж откажется от такого?! Но человеку творческому всего мало. Расул, подробно описывая стихотворным слогом свою поездку, рассказывает, как, случайно узнав из телепередачи о существовании Isla de las Mujeres, сделал всё, чтобы попасть на него, не ограничиваясь официальным маршрутом поездки. Но во время яркого путешествия Расул ни на минуту не забывал о родном Цада, Махачкале и солёном Каспии.

Поэма, написанная в 1979 году, пронизана символами и знаками тех лет. Мало кто в наше время помнит Пабло Неруду, знает, кто такой диктатор Сомоса, разбирается во всех перипетиях войн и переворотов в Кампучии (ныне и название у этой страны другое). Кого-то это может сбить с толку, другие, наоборот, заинтересовавшись, расширят свой кругозор о событиях не столь далёкого прошлого.

На сцене сразу четыре Расула — те самые, что вышли из зрительного зала, символизируя этим, что Расул плоть от плоти, дух от духа своего народа. Четыре Расула четыре ипостаси человеческие: Тело, Душа, Совесть и Дух творчества. Расул насколько многогранен, что одному актёру тяжело, а порой и невозможно отобразить все грани его личности в рамках постановки — режиссерам приходится искать какие-то сценические решения.

Путешествие в Мексику — красочное предприятие: горячие мексиканские и индейские танцы, феерия нарядов, буйство света. Информативности добавляли три экрана, установленных на сцене, в подробностях описывающие мельчайшие элементы — как путешествия, так и душевных переживаний и мечт Расула. Современные театральные постановки всё чаще сопровождают видеорядом, отходя от классических театральных канонов, что вызывает споры среди любителей театра.

Буйство южноамериканских страстей к концу поездки сменили страсти дагестанские, ведь любое путешествие заканчивается возвращением в родной Дагестан. А какой Дагестан без лезгинки?! Хореограф Антон Николаев именно тот человек, который соединил все танцевальные страсти в единый огненный поток. Ох и непростая была у него задача, но он справился. Музыкальное оформление спектаклей дело рук Анастасии Ильговой, как и песочная анимация представленная на экране — картины из песка, перетекая одна в другую, завораживали.

Сценограф постановки Магомед Моллакаев постарался достичь гармонии информативности и динамичности. Красочные костюмы всем пришлись по вкусу — это заслуга художника спектакля, заслуженного художника Дагестана Веры Агошкиной. Световое оформление было просто прекрасно! Мы порой не отдаём себе отчёта в том, как много в театральном искусстве зависит от света. Всё это работа заслуженного работника культуры Дагестана Адиля Адильханова.

В спектакле занята вся труппа Русского театра и приглашенные актёры других театров. «Остров Женщин» стал ещё одним значимым событием празднования 100-летия народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и, безусловно, ярким театральным событием.

Фото автора