Гамзат из Кала-Корейша | Журнал Дагестан

Гамзат из Кала-Корейша

Дата публикации: 05.07.2023

Татьяна Петенина, искусствовед, замдиректора по научной работе музея «Дагестанский аул»

Дом-коммуна на руинах светлого будущего История

Прогуливаясь по первой Махачкале, можно обратить внимание на примечательный трёхэтажный п-образный дом. Он...

16 часов назад

Книжная гора «Тарки-Тау» Литература

Северокавказский международный книжный фестиваль «Тарки-Тау – 2024» прошёл в Махачкале с 4 по 6 октября – в 11-й...

16 часов назад

И будет литься дождь Новости

Памяти дагестанского литературоведа Аминат Алихановой Как здорово, как легко мыслям и телупосреди...

4 дня назад

Судьба по комсомольской путёвке История

Касим Курбанович Джарулаев проработал в локомотивном депо всю жизнь — вслед за отцом пришёл сюда на работу...

4 дня назад

В выставочном зале этнографического музея «Дагестанский аул» прошла персональная выставка «Гамзат из Кала-Корейша» заслуженного деятеля искусств Дагестана Гамзата Гусейнова. Из огромного творческого наследия художника было представлено около 50 работ, включая художественный текстиль, несколько живописных и акварельных произведений, 22 графических листа. Произведения Г. Гусейнова хранятся во всех дагестанских музеях, Первой галерее, а также во многих частных и корпоративных собраниях Махачкалы, Москвы, С.-Петербурга, Томска, Риги, Израиля, Парижа.

Омарла Батырай. Хб ткань, горячий батик

Гамзат Абдулкадырович Гусейнов уже много лет известен в Дагестане и за его пределами как талантливый график и живописец, художник-прикладник, дизайнер и педагог. Родившись в далеком 1955 году в селе Маяртуп Шурагатского района в семье переселенцев из древнего Кала-Корейша, он с 1957 г. живет в пос. Мамедкала под Дербентом, куда семья переехала после возвращения в Дагестан. Способности к рисованию у Гамзата проявились очень рано, и после 8 класса он поступает в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала на отделение ковроткачества. Вообще-то он поступал на оформительское отделение, но не прошел по конкурсу, а на ковровом был недобор, и его зачислили туда. Но Гамзат ни разу не пожалел об этом.

Жница. Хб ткань, горячий батик

Здесь, на ковровом отделении, он встретил человека, оказавшего большое влияние на формирование его творческой личности. Рассо Константинович Магометов — замечательный профессионал, человек трудной судьбы, в раннем детстве испытавший всю трагедию войны, потерявший родителей, выросший в детдоме, но благодаря силе духа и благородным людям, встреченным на жизненном пути, он окончил Ташкентское художественное училище, а затем художественно-промышленное училище им. Мухиной в Ленинграде. В 70-е годы Рассо Константинович преподавал в Дагестане. Для молодого Гамзата он стал вторым отцом — настоящим наставником и другом, благодарность которому юноша пронес через всю жизнь. Под его руководством Гамзат осваивает технику ткачества гобеленов и роспись ткани, выезжает на пленэр, изучает традиционную культуру Дагестана.

Огромное впечатление на юношу произвели поездки на историческую родину, в легендарный Кала-Корейш. Эта средневековая резиденция кайтагских уцмиев, по преданию основанная в IХ веке потомками пророка Мухаммеда корейшитами, была настоящей жемчужиной дагестанского мусульманского зодчества. После депортации чеченцев в 1944 г. в Казахстан на их земли стали переселять жителей горных сел, в том числе и Кала-Корейша. Покинутое село начало разрушаться. Впервые Гамзат побывал в Кала-Корейше в шестом классе и еще застал уходящую в небытие дагестанскую Атлантиду и ее великолепный архитектурный ансамбль — древнюю мечеть XI–XII веков с уникальным стуковым михрабом, некрополь правителей Кайтага с куполообразным мавзолеем, саркофагообразными надгробиями с куфическими надписями, каменными стелами, украшенными глубокой резьбой.

Панно Ожидание. 2005 г. Хб ткань, горячий батик

Так, еще в детстве будущий художник прикоснулся к духовной истории своего народа и его трагедии, а еще — к высочайшему уровню его эстетического сознания и художественного мастерства. С тех пор Кала-Корейш не отпускал его. Позднее он посвятит Кала-Корейшу не одно свое произведение — и в живописи, и в ткачестве. И всегда это лишь легкое прикосновение к трагической теме, как воплощенная ностальгия по утраченному раю.

А потом любовь Гамзата Гусейнова к своей малой родине переросла в беспредельную любовь к Дагестану вообще. Этой любовью освещено все его творчество и весь жизненный путь. Страстное желание совершенствоваться в избранном направлении привело его в Ленинград — в Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, где он с отличием окончил отделение текстиля на факультете «Интерьер и оборудование». Но, несмотря на предложение остаться в Ленинграде, Гамзат вернулся в Дагестан. Не согласился он и на переезд в Москву, куда его приглашали на работу в Студию военных художников им. Грекова, не принял и приглашение преподавать в Осло (Норвегия), отказался сотрудничать с парижской дизайнерской фирмой. Он всегда действовал по зову сердца, а сердце неодолимо влекло на родину.

Юные музыканты. Карандаш, бумага

Трудно обозначить главное направление деятельности Гамзата Гусейнова, их много, но одним, безусловно, было и остается педагогическое. С 1975 года с перерывами, а с 1987 уже постоянно Гамзат Абдулкадырович преподает историю искусств, рисунок и живопись в знаменитой Мамедкалинской художественной школе, основанной в 1973 г. Валерием Куцевым. В 70–80-е годы эта сельская школа в далеком Дагестане гремела на весь Союз, сюда приезжали журналисты и искусствоведы, художники и педагоги для изучения уникальной методики, разработанной талантливым педагогом-художником Куцевым; десятки выставок в Москве, за рубежом, награды и дипломы с ВДНХ, публикации в центральных СМИ, съемки документальных фильмов… В школе сложился замечательный коллектив, и Гамзат Абдулкадырович стал одним из ведущих педагогов.

Панно Дон Кихот. 2005 г. Хб ткань, горячий батик

За эти годы сотни мамедкалинских мальчишек и девчонок освоили первые азы изобразительного искусства, получили путевку в настоящее творчество. Среди них такие известные мастера дагестанского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как график Юсуп Ханмагомедов, окончивший С.-Петербургскую Академию художеств и сегодня являющийся профессором кафедры живописи худграфа ДГПУ, руководителем мастерской графики; один из самых востребованных наших актуальных художников, работающих в Москве, Аладдин Гарунов; ювелир Арслан Айсакадиев, создающий дизайнерские коллекции для «Недели высокой моды» в столице и за рубежом. Многие из учеников Гамзата Абдулкадыровича стали замечательными педагогами, передающими свои знания и опыт не только в школах Дагестана, но и за его пределами, вплоть до США.

Борьба. 2018 г. Карандаш, бумага

Но Гамзат Гусейнов известен и как замечательный дизайнер, оформивший около 15 дагестанских музеев. Среди них филиалы Национального музея РД им. А. Тахо-Годи, включая Музей истории театров Дагестана, Музей рыбной промышленности, Музей бое-вой славы, Музей У. Буйнакского, Хасавюртовский историко-краеведческий музей, а также музеи истории МВД, ФСБ, Медакадемии, Министерства сельского хозяйства, Музей дружбы народов России и др. Каждый из них имеет свой неповторимый облик, индивидуальный подход к решению пространственных и дизайнерских задач и в оформлении интерьера, и разработке музейного оборудования.

Букет. 2005 г. Хб ткань, гор. батик

И все же творческий потенциал Гамзата Гусейнова наиболее полно раскрывается в художественных произведениях. Несмотря на его многогранность и в этой области (живопись, графика, ДПИ), автор исключительно избирателен и постоянен относительно форм и направлений ИЗО, стилистики, жанров, технических приемов своего творчества. У Г. Гусейнова есть замечательные живописные работы, преимущественно горные и архитектурные пейзажи, в их классическом смысле, но их не много и не они определяют лицо этого художника. В профессиональной среде и среди любителей дагестанского ИЗО имя Гамзата Гусейнова в первую очередь ассоциируется с художественным текстилем — ткаными гобеленами и росписью ткани.

Вечерний удой. 2019 г. Карандаш, бумага

Одним из первых в Дагестане он начал заниматься техникой горячего батика и достиг в ней высочайшего уровня. Достаточно монохромные, выполненные черным графическим рисунком преимущественно по темно-зелено-болотному и охристому фону с серовато-оливковыми, фисташковыми оттенками, батики Г. Гусейнова прекрасны и изысканны. И всегда узнаваемы. Их тема одна — Дагестан, его история и культура, традиционная жизнь народа, сельские будни… Но за этой бытовой канвой всегда стоит нечто большее, наполненное глубокими смыслами и пробуждающее память о том, что уже почти исчезло подобно легендарному Кала-Корейшу…

Гамзат Гусейнов художник фигуративный, но он никогда не стремился к точной передаче реального мира: фигуры и предметы в его произведениях стилизованы и предельно обобщены, но они всегда узнаваемы и передают глубинную связь современного искусства с древнейшими пластами дагестанской культуры, с архаическими верованиями народа, его нравственными и эстетическими идеалами. Через линию, штрих, градации цвета художник передает одновременно сказочные и реальные образы людей, животных, птиц… Можно подолгу рассматривать сюжетные линии его панно, их крупные и мелкие детали, восхищаться тончайшими цветовыми нюансами, изысканностью графического рисунка, порой рождающего ощущение кракелюра, ощущение камня, резного дерева, каменистой земли — того сурового и гордого Дагестана, который безвозвратно уходит в прошлое…

Панно Человек-крепость. 2018 г. Бязь, горячий бати

И, конечно, восхищает графика художника — десятки, сотни рисунков, выполненных исключительно графитным карандашом. Тема та же — дагестанский быт, горские типажи, горская ментальность, красота природы и гармония человека с ней. Язык черно-белого рисунка предельно условен, но Гамзату как большому художнику удается передать через два цвета все многообразие и красоту окружающего мира. Как и в текстиле, сюжеты и образы графики предельно стилизованы, изобразительный язык подчинен законам ритмического и декоративного построения пространства. Рисунок полностью покрывает лист, почти не оставляя открытого пространства, но тщательно продуманная композиция не кажется перегруженной, а напоминает прозрачную серебряную вязь произведения ювелира. А тематику для графических работ Гамзат также черпает из этого неиссякаемого источника — дагестанской народной культуры.

Панно Мать. 2016 г. Хб ткань, горячий батик

Художник не декларирует словесно свою трепетную любовь к родному краю, но она ощущается в этой абсолютной преданности единственной теме и, безусловно, в прекрасном знании ее. Знании не умозрительном, книжном, а удивительно органичном, выстраданном, которое можно обозначить как знаточество, как интуитивное постижение сути художественного явления. И потому искусство Гамзата Гусейнова всегда современно, всегда актуально.

Фото М. Гаджиева