Цианотипия Графика Объекты | Журнал Дагестан

Цианотипия Графика Объекты

Дата публикации: 26.07.2024

Ютта Ротэ

«Камертон регионов» Культура

В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...

2 дня назад

Поток-полет Литература

Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...

2 дня назад

Чайхана История

Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...

2 дня назад

В Дагестане состоится II Северо-Кавказский культурный... Кунацкая

С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...

4 дня назад

М 42° 52′ 57. 9036″

Е 47° 38′ 17. 6964″

Уважаемые читатели, этот проект — работа художника с темой темпоральности и травмы.

Исходное событие — теракт 9 мая 2008 года в г. Каспийске, в котором погибли два моих одноклассника. Травма для меня является мотором. Я не травмированный художник. Я художник, работающий с этой темой. Четыре года назад я нашла свою «книжку гимназиста», и меня поразило, что в ней одна запись. В графе, где необходимо было вписать самый памятный день года, я написала: «Мне запомнился день, когда погибли мои одноклассники. Ещё мне запомнилось лето». И вот это «ещё мне запомнилось лето» меня как художника поразило. Это сочетание несочетаемого в одной строчке — смерти и лета, — на мой взгляд, даёт мощный творческий импульс. После этой записи ничего нет. Я как будто осталась там, в этом раскалённом, расплавленном лете. Экспозиция построена по принципу цикличности и бесконечного повторения. У Фрейда был специальный термин для подобного воссоздания травматических переживаний — «тяга к повторению». Он полагал, что воссоздание болезненных событий прошлого — это следствие подсознательного стремления обрести контроль над неприятной ситуацией, и тем самым можно решить проблему.

Рассматривая феномен психологической травмы с точки зрения темпоральности, можно сказать, что травма — это прошлое, которое не стало прошлым. Она остается жить и через далекий или не очень временной отрезок, вмешиваясь в привычный ход времени, в естественное течение жизни. Травматическое переживание с помощью бесперебойности психических процессов то и дело попадает в наше настоящее и подсвечивает наше будущее, словно луч прожектора.

«Punctum» — небольшая деталь, особенность или впечатление. Рана, укол, отметина, оставляемая острым инструментом. Ролан Барт «Cameга lucida» (1980).

Темпоральность (от лат. tempora «времена», мн. ч. от tempus «время») — специфическая взаимосвязь моментов времени и временных характеристик, динамика изменение тех явлений и процессов, качественная особенность которых обусловлена социокультурной спецификой человеческого существования; временная сущность явлений.

Одежда как означающее. Как то, что может рассказать о человеке без человека. Как то, что остаётся после висеть в шкафу, превращаясь в воспоминание. Она висит, как правило, у левой стенки. Потому что её никто не возьмёт, у неё теперь другая функция. Она — знак, воспоминание, боль, нашедшая форму. Можно только касаться не имеющего плоти плеча.

Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобретён в 1848 году английским физиком и астрономом Джоном Гершелем. Технология широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов («синек»), а в настоящее время она получила распространение среди фотохудожников как альтернативный процесс.

Цианотипия как способ получения изображения вбирает в себя время, солнце, объект.

Мы видим отпечаток — процесс.

Лист, покрытый эмульсией, и расположенный на нём объект вынесены на солнце.

Необходимо ждать, когда солнечные лучи впечатают этот объект в лист, соединив в изображении ветер, случайные движения, раскаленный день лета, настоящее и прошлое.

Полученный отпечаток — это тень тени, память памяти. Бесконечное повторение, неизбежно приводящее к стиранию, выцветанию, угасанию, исчезновению. Повторение, рождающее новою реальность, которой, может быть, никогда и не было.

Листы отпечатанной солнцем травы — это путь. Трава собрана по мере движения — с севера на юг. Первые листы экспозиции — полнокровные отпечатки, четкие и сильные. К концу экспозиции они угасают, рассыпаются, стираются. В этих листах уже прослеживается распад. Отпечатки менее четкие, композиция листа пропадает. Мы продвигаемся дальше на юг.

Память фиксирует материальное — текстуру ткани, ботинки, ключ от квартиры на веревочке на шее. Объекты — как раны, отметины в памяти.

Смерть — естественное завершение жизненного процесса человека. Она же является основанием уголовной ответственности за оконченное убийство. Смерть совпадает с конечным моментом жизни.

Ютта Ротэ на открытии выставки. Фото М. Гаджиева

«Первая Галерея» современного искусства

ПАО «РусГидро» — «Дагестанский филиал»