Безжалостный айсберг возмездия | Журнал Дагестан

Безжалостный айсберг возмездия

Дата публикации: 19.11.2024

Ахмедхан Кишов

«Камертон регионов» Культура

В столице Дагестана состоялся концерт социального проекта «Камертон регионов» который проводится при...

2 дня назад

Поток-полет Литература

Ника Батхен — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза литераторов России, член Южнорусского Союза...

2 дня назад

Чайхана История

Долгие годы в уютном уголке городского сада Махачкалы, на пересечении улиц Даниялова и Леваневского...

2 дня назад

В Дагестане состоится II Северо-Кавказский культурный... Кунацкая

С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное...

4 дня назад

Героизм удел немногих. Естественное состояние человека не предполагает героизм, а потому можно утверждать, что эпохи, рождающие большое количество героев, – это эпохи варварства и одичания. Совершенно очевидно, что в задачи человечества отнюдь не входит производство героев. Человек должен иметь одну элементарную возможность: быть добрым, не ломая при этом позвоночника.

Двое на палубе океанского лайнера. Солнце, ласковый ветерок, удобные шезлонги, услужливый стюард. Жизнь прекрасна, тем более что четырёхтрубный лайнер, несмотря на эту роднящую его с «Титаником» черту, тонуть совершенно не собирается. Но человек может потонуть никак не хуже корабля, если встретит свой айсберг. Каким бы непотопляемым он себя не считал!

10 ноября Русский драматический театр имени Максима Горького представил на суд зрителя спектакль «Непокорённая» по повести Зофьи Посмыш «Пассажирка» в постановке Скандарбека Тулпарова.

Через океан, в Бразилию следует к месту службы дипломат из Западной Германии Вальтер Кречмер (Антон Артёмов) и его жена Анна Лиза (Мирина Курбанова). Идиллию путешествия нарушает неожиданная встреча Анны Лизы с Мартой (Диана Джахбарова), одной из многих тысяч заключенных в нацистском лагере. Привлекательная дама, супруга дипломата оказывается бывшей эсэсовкой, надзирательницей лагеря смерти Освенцим. Встречаются жертва и палач.

Но пока что никто, даже сам Вальтер не подозревает обо всей серьёзности ситуации. Публика веселится и отплясывает под зажигательный голос певицы (Хиринду-Сафи Султанова). Вальтер находит интересного собеседника в лице американца Бредли (Имам Акаутдинов). Не до веселья лишь Анне Лизе, в этот раз палачу некуда бежать – до ближайшего порта несколько дней ходу.

Не знаю, почему я сочла нужным спросить, хочет ли она работать на вещевом складе. И тогда… тогда она на меня взглянула. Она как будто… вернула этот взгляд откуда-то издалека, посмотрела мне в лицо и сказала спокойно, не проявляя особой радости: «Jawohl, Frau Aufseherin». — «Вы знаете немецкий?» Эта мысль пришла мне в голову мгновенно. Она снова ответила: «Jawohl, Frau Aufseherin». А когда я ей сообщила, что она будет у меня писарем, то услышала эту же фразу в третий раз.

«Пассажирка» – роман польской писательницы Зофьи Посмыш, вышедший в 1962 году по мотивам радиопостановки «Пассажир из каюты № 45», написанной в 1959 году.

Во время оккупации Зофья Посмыш училась на подпольных гимназических курсах, работала на фабрике, распространяла антифашистские листовки. В 1942 году она попала в краковскую тюрьму, потом – в Освенцим, в Равенсбрюк. Ей повезло выжить и дождаться освобождения. В 1959-м, уже будучи работником польского радио, на площади Согласия в Париже она вдруг услышала немецкую речь, которая до боли напомнила ей голос надзирательницы в лагере. Эта история и побудила её написать радиопьесу.

По книге польским кинорежиссёром Анджеем Мунком был снят одноимённый фильм, в нашей стране композитор Моисей Вайнберг создал оперу под тем же названием. Полноценной же драматической постановки так и не было осуществлено.

Скандарбек Тулпаров задумал поставить спектакль по книге польской писательницы ещё в 1981 году. Четыре с лишним десятилетия творческий замысел не отпускал режиссёра. И вот, наконец, задуманное удалось. Не обошлось и без трудностей, премьера была запланирована в рамках VIII фестиваля русских театров «Русская сцена». Но трудности технического характера – не была готова декорация – не позволили состояться фестивальной премьере.

Но теперь работа декораторов завершена: двухэтажная палуба парохода украсила сцену. Монументальная декорация работы художника-постановщика Бориса Голодницкого, которую венчают четыре пароходные трубы с гирляндами ламп, вызывает невольную ассоциацию с «Титаником». Догадка о катастрофе витает в зрительном зале, и это интересная режиссёрская находка.

Трансатлантическое великолепие стремительно превращается в мрачные застенки Освенцима, о чём красноречиво свидетельствует надпись «Arbeit macht frei». На сцене появляются молодая Анна-Лиза (Влада Алёшина) и старшая надзирательница Манцель (Беневша Девлетханова), которые с помощью Капо (Татьяна Сальникова) правят бал смерти в застенках. И вроде Анна-Лиза не исчадие ада, но она часть машины убийств.

«Кто сегодня осудит Рим за разрушение Карфагена? — любила повторять старшая. — Победителей не судят».

Первая часть спектакля, несмотря на музыкальные номера, не отличается динамизмом – диалоги главенствуют, они важны для понимания сюжета. Режиссёр мастерски создал масштабную, разноплановую картину, шаг за шагом погружая зрителей в мир душевных переживаний Анны-Лизы. Мирина Курбанова и Влада Алёшина создали цельный образ запутавшейся в своих противоречивых идеалах девушки. Абсолютного отторжения их героиня не вызывает, как и абсолютного сочувствия. Актрисы создают сложный, многоплановый образ своей героини.

Антон Артёмов и Мирина Курбанова играют блестяще, от диалога к диалогу погружая зрителя в мир переживаний попавших в западню людей. Заметна некоторая разница в возрасте актёров, которая не вполне мотивирована сюжетом.

Беневша Девлетханова в роли старшей надзирательницы Манцель отважно олицетворяет своей игрой садистское, изуверское зло, без тени жалости. Высокомерное, холодное и вполне осознанное.

Роль Дианы Джахбаровой почти бессловесная, но нужны ли слова, когда есть такой полный страданий и боли взгляд! Даже в танце с розой, когда, казалось бы, пластика движений сказала всё.

Интересен Казбек Алиев, открывшийся с неожиданного ракурса в хореографических номерах, в частности, в сцене встречи Марты и Тадеуша в лагере. Одетый с иголочки, безупречный Имам Акаутдинов был безусловным украшением постановки.

Свободен тот, кому нечего терять. Рабом делает человека жажда жизни.

Хореографиия Курбана Рамазанова оживила спектакль, позволила артистам говорить без слов. Сначала показалось, что была приглашена балетная танцевальная группа – настолько профессионально были исполнены актрисами драматического театра хореографические номера.

Весело отплясывавшие под зажигательные песни на верхней палубе артистки спустя пару минут были уже в роли измождённых заключённых. Скорость перевоплощения лишь подчёркивает как профессионализм актрис, так и качество работы художника по костюмам Веры Агошкиной – не так просто за несколько минут сменить вечернее платье на робу заключённого. Не забываем, что ещё было необходимо сменить грим.

И о песнях. Очень удачной идеей было пригласить на роль певицы Хиринду-Сафи Султанову. Голос Хиринду стал украшением спектакля, можно лишь сожалеть, что порученных ей музыкальных номеров было немного. Но веселье на палубе парохода – действие второстепенное, лишь подчеркивающее, как тонка грань между безоблачным времяпрепровождением и трагедией возмездия. Музыкальным оформлением спектакля занималась Анастасия Ильгова. Светом управлял Адиль Адильханов.

В последние годы можно было слышать мнение, что незачем рассказывать о давно минувших днях, возвращаться к трагическим страницам истории. Было – и прошло! Всё чаще встречаются фильмы и спектакли, где тема борьбы с нацизмом подаётся как игра в поддавки, с картонными, шаблонными фашистами, при этом выхолащивается сама суть борьбы с бесчеловечным злом. Но понять врага необходимо! Важно усвоить урок истории, поняв психологию людей, которые унижали, убивали, мучили, издевались над ни в чём не повинными пленниками. Это спектакль не о наказании как таковом. Он скорее о страшном осознании зла, о муках совести. Только вот есть ли оно, осознание?

Разве быть человеком — так уж мало в эпоху, когда другие состязались в том, чтобы им не быть?

В финале пассажиры и команда лайнера, те кто всё плавание веселился и танцевал, поднимают руки, демонстрируя лагерный номер – нацизм не щадит никого… Никто не должен остаться в стороне в деле борьбы с нацизмом!

Фото автора.